Последние
новости
ЖКХ

Потенциальный банкрот или агрессивный конкурент?

Владимир Рожков о некоторых аспектах создания муниципальной УК
7 мин
24 июня, 2015
Анна Семенова 

Создание муниципальной управляющей компании, которое 23 июня было принято депутатами Ивгордумы «на ура», на самом деле может вызвать немало сложностей – как для муниципалитета (учредителя этой УК), так и для остальных участников рынка управления многоквартирными домами, и для собственников квартир в домах, которые после 1 мая оказались никому не нужны. 
Мы задали некоторые уточняющие вопросы заместителю главы администрации г. Иваново, курирующего сферу ЖКХ и муниципального имущества, Владимиру Рожкову. 

- Когда официально будет создана муниципальная управляющая компания и в какие сроки она сможет получить лицензию? 
- Решение о создании муниципальной управляющей компании будет принято на заседании ивановской городской думы 1 июля. Мы планируем, что она получит лицензию в течение месяца и в этот же срок начнет работу. 

- То есть в первых конкурсах на управление «брошенными» домами, которые начнутся 25 июня, она не будет принимать участия? 
- Нет, не будет. 

- Кто будет директором этой муниципальной УК? 
- Рассматривается несколько кандидатур, но глава администрации пока не принял окончательное решение. 

- Каким образом будут формироваться тарифы на услуги муниципальной УК? 
- В документации к конкурсам на право управления домами, оставшимися без УК, уже указаны тарифы. И муниципальная УК будет работать по этим тарифам, если она получит эти дома на конкурсе. Конечно, если собственники квартир примут решение, что их надо повысить, то тарифы будут изменяться. 

- В конкурсной документации указаны довольно низкие тарифы. При этом жилой фонд, выставленный на конкурсы, как правило, находится в плохом состоянии, и затраты на его содержание и ремонт явно будут выше, чем плата, которую УК сможет собрать с таких домов. То есть изначально закладывается, что в обозримом будущем новую УК ждет банкротство? 
- Вы совершенно правильно обозначили проблему. Такой пример уже был в Костроме: там муниципальная компания взяла на себя проблемный жилой фонд и по истечении года работы признала себя банкротом. 
Но дело в том, что создание муниципальной УК – это вынужденная мера. Когда начинали проводить реформу ЖКХ, то все надеялись, что рынок отрегулирует все спорные моменты. Эти надежды не сбылись, и по сути, в сфере ЖКХ рынок не может все отрегулировать. 
Да, мы знаем, что тарифы, заявленные в конкурсной документации, не будут соответствовать финансовым затратам, которые должна будет нести УК. взявшая нерентабельные дома под управление. Для того чтобы отрегулировать эту ситуацию, управляющая компания будет вынуждена выходить и на другие сегменты рынка, брать под управление более благополучные, более новые дома, издержки по содержанию которых ниже. И за счет прибыли, получаемой на рентабельных домах, покрывать убытки от старого жилого фонда. Крупные управляющие компании давно так делают. Думаю, что частные УК прекрасно понимают: если муниципальная УК возьмет себе ветхий фонд, от которого отказались частники, то она только с ним долго не проработает. Муниципальная УК будет вынуждена конкурировать за высокодоходные дома. 

- Можно ли сказать, что, взяв на себя социальную нагрузку в виде нерентабельных домов, муниципальная управляющая компания впоследствии будет проводить достаточно агрессивную политику на рынке? 
- Да. 

- То есть на рынке жилищно-коммунальных услуг в Иванове намечается очередной передел? Ведь за муниципальной УК явно будет стоять немалый административный ресурс… 
- Вы знаете, нет. Мы не стремимся к переделу рынка жилого фонда. Создание управляющей компании – это вынужденный шаг. Если частные организации выйдут на конкурсы и возьмут себе нерентабельный жилой фонд и будут осуществлять качественную, нормальную работу по их обслуживанию, то у нас нагрузка на управляющую компанию будет меньше, убытки будут меньше, и соответственно, мы не будем выходить на рентабельные дома. 

- Планируются ли какие-то бюджетные дотации или субсидии для муниципальной УК? 
- Да, безусловно. 

- А на основании чего? Есть же антимонопольное законодательство… 
- Это вы все правильно говорите, есть еще закон о защите конкуренции, но здесь имеются в виду не прямые дотации. Этот вопрос еще до конца не проработан и не принят. Возможно, бюджетные субсидии на покрытие убытков от деятельности по управлению нерентабельными домами будут выделяться на конкурсной основе, и если частная УК взяла себе такие дома, то и она может участвовать в конкурсе на эти субсидии. 
Сейчас я не могу точно ответить на этот вопрос. Мы изучаем наработки других крупных городских округов, поскольку проблема брошенного нерентабельного жилого фонда характерна не только для Иванова – она есть во всех городах страны. Но пока нет единого алгоритма и единого мнения, как в рамках действующего законодательства можно поддержать те компании, которые возьмут на себя нерентабельные дома. 

- В свое время, когда активно шла продажа пакетов акций управляющих компаний, принадлежащих муниципалитету, это все преподносилось общественности под соусом требований 185-ФЗ: мол, Фонд содействия реформированию ЖКХ иначе не даст денег на программу капремонта. А теперь что, 185-ФЗ изменился? 
- Да, такая практика была, одним из условий получения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ был постепенный уход муниципалитета с рынка жилищно-коммунальных услуг. Более того, были определенные условия, чтобы на этом рынке была определенная доля ТСЖ – и сейчас у нас есть ТСЖ, которые создавались искусственно, для того чтобы соответствовать критериям заявки.
Сейчас таких требований нет, поскольку у нас изменился сам принцип проведения капремонта. 
Еще раз хочу подчеркнуть: мы понимаем, что, создавая муниципальную УК, мы приходим на этот рынок вынужденно. И если у нас все дома будут находиться в руках частных УК, мы не будем вести агрессивную политику. Думаю, что большинство собственников и руководителей УК это понимают. 
Да, сейчас нет законного алгоритма или методики, в соответствии с которой можно было бы рассчитать дотации или возмещение недополученных доходов. Как это делается, например, в коммунальной сфере. Там есть четко определенные экономически обоснованные тарифы и тарифы для населения, известен объем поставленных ресурсов. И можно четко рассчитать разницу, которую нужно субсидировать из бюджета в полном соответствии с законом. А тарифы на содержание и текущий ремонт, тарифы на управление утверждаются решением общего собрания собственников. И если, например, мы живем в примерно одинаковых домах одного и того же года постройки, но вы утвердили тариф в 20 рублей с квадратного мтера, а мы – в 30 рублей, то почему бюджет должен доплачивать за ваш дом по 10 рублей с квадрата? Это несправедливо. Но каким образом будет решена эта проблема, я пока сказать не могу.
1000inf.ru
25 апреля 2024
Все новости