Последние
новости
Политика

Сергей Мишуров: Чего ждет федеральная власть от местной

Явные и неявные сигналы
12 мин
22 июня, 2015
Конституция России ясно определяет принцип формирования законодательной и исполнительной власти в стране. Необходимо, чтобы избиратели, граждане страны, вручили ее претендентам. Выборы проходят – власть вручают. Довольны ли ею избиратели? Даже без результатов социологических опросов понятно, что максимумом доверия населения пользуется президент страны. Дело здесь не только в должности, которая дает очень серьезные полномочия, право принимать решения, способные влиять на качество жизни населения страны. Дело и в личных качествах. Ни Б.Н. Ельцин, ни Д.А. Медведев не имели такой поддержки у граждан страны, какой обладает В.В. Путин. 
Избирателями признается и значимость постов губернаторов и мэров городов, авторитет которых в глаза населения и уровень поддержки во многом зависти от личностных качеств. А вот депутаты региональных и местных дум… Их, в обыденном сознании, обычно воспринимают как людей, способных перед выборами установить детскую площадку, помочь в решении некоторых жилищно-коммунальных проблем, пожалуй, это и все, что осознает неискушенный избиратель. Но между представлениями рядового избирателя и сутью происходящих политических процессов – разница не малая. 
Близятся выборы депутатов Ивановской городской думы. В их преддверии общая атмосфера может быть охарактеризована словами – «всё как всегда». Так искренне думают не только многие избиратели, но и некоторые активные участники политического процесса. «Искренне» и «истинно» – лишь созвучные, но не совпадающие по смыслу слова. Совсем не редко люди искренне заблуждаются, а истина редко находится на поверхности происходящего. 
Перемен очень много. Ситуация в российском обществе совсем не такая «как всегда», не такая, какой она была до окончания олимпиады в Сочи, до возвращения Крыма, до событий на Украине, до введения Западом антироссийских санкций, до арестов А. Хорошавина, Е. Васильевой, В. Евтушенкова, главы УФСИН А. Реймера, зам. министра регионального развития РФ Р. Панова. Перемены вполне очевидны каждому, кто, хотя бы иногда, знакомится с тем, что сообщают средства массовой информации. 
Происшедшие перемены, безусловно, затрагивают все слои нашего общества, но в различной степени. Деловые круги и военнослужащие включены в происходящие события прямо, такая важная и активная часть избирателей как пенсионеры – перемены ощущают косвенно. Большая часть граждан страны и политических партий поддерживают президентскую политику; есть и прозападная, большей частью столичная, оппозиция. 
Поддержка или оппозиция лидерам в политике всегда основывается на совпадении или расхождении интересов сторон. Себя я отношу к представителям сферы науки и образования, к тем, кого именуют интеллигенцией. В российской культурной традиции, мне думается и сегодня, интересы этого социального слоя очень близки к интересам основной части общества. Нынешнего президента большая часть интеллигенции активно поддерживает, а вот Б. Ельцина многие мои коллеги считали лишь «принародно избранным» президентом. Но это уже история. 
В политике, как и в жизни, много иллюзий. Например, некоторые мои студенты, признаюсь, не из числа отличников, считают, что Солнце движется вокруг Земли. Ведь это же очевидно! Но также очевидно, что фокусник на глазах зрителей в цирке «распилил» свою ассистентку, но она в полном порядке, живет в Москве и в Саратове. События в цирке не влекут никаких серьезных последствий в жизни, а вот в политике – все иначе. Сравните, как вы жили при Горбачеве и Ельцине и как при Косыгине и Путине. 
Почему я начал разговор об иллюзиях? Лишь потому, что, на мой взгляд, они влияют на ситуацию с выборами в областном центре. А выбор, как уже говорилось, определяет в жизни населения очень многое. Меня беспокоит то обстоятельство, что цель и суть принципиальных перемен в политике федеральной власти в регионах осознается, пожалуй, лишь губернаторами и их командами, да и то, как показывают события, не всеми. Остальные участники региональных политических процессов часто ведут себя как заурядные обыватели, ожидая, что их специально и, быть может, персональным письмом предупредят об изменении сути политики государства, о новой мере ответственности за принимаемые решения. Это наивная позиция. Политик должен быть хватким. Но, разумеется, речь не идет о том, чтобы «хватать» всё, что «плохо лежит». Сегодня, чаще всего, легкие материальные выигрыши для представителя власти – всего лишь наживка на крючке, на который ловят очередного «политического пескаря». Политик должен интеллектуально схватывать суть не всегда афишируемых, но принципиально важных взаимосвязанных политических процессов, происходящих в столице и в регионах. Сегодня, пожалуй, СМИ делают это лучше, чем многие региональные политики, даже не рядовые. А это явный признак недостаточной зрелости политической системы, ее неэффективности (то есть бесполезности для избирателя). 
Не претендуя на истину в конечной инстанции, я как ученый, экономист, представитель ивановского и российского научного сообщества, разделяющего взгляды концепции «философии хозяйства» и теории «оптимума социального развития», полагаю, что и в столице государства и в регионах происходит формально не объявленная, но совершенно очевидная смена политических эпох. 
На рубеже веков и тысячелетий произошел распад государства, не последнюю роль в котором сыграли и слабые политики и, нужно признать, несостоятельность социальной науки, не предложившей убедительной модели движения в будущее, без катастроф. Произошедший распад закономерно вывел на первый план проблему голода, отсутствия товаров даже первой необходимости. 
В подобных ситуациях стандартной реакцией политиков высшего уровня является предоставление свободы торговому сословию, мелким производителям, региональным элитам. Региональные элиты в такое время руководствуются не идеологией, не общегосударственным интересом, а собственным, личным. Ради сохранения целостности государства, центральная власть вынуждена на время отдать местным элитам регионы на «кормление». В России такие времена называются «новой экономической политикой». Что происходит далее, после достижения государством ближайших, «пожарных» целей, когда люди уже накормлены – смотрите в учебниках истории. 
Суть новой политической эпохи, наступившей после завершения очередного НЭПа, заключается в отказе России от подчинения интересам ее конкурентов, прежде всего «Запада». Суть перемен отражена в Указе Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. «Об утверждении основ государственной культурной политики». Его мало кто читал, его даже не пропагандируют (совсем не случайно), но это ключевой, идеологический документ для современной России. Не случайно Российский Центр социальных исследований и просвещения им. С.Н. Булгакова, Институт развития человека, Ивановское отделение всероссийского общества «Знание», Центр кризисологических исследований ИвГУ предложили Ивановской городской Думе и провели в феврале текущего года круглый стол по этой тематике. 
Не случайно эти организации пригласили для встречи с политиками и интеллигенцией региона одного из крупнейших политических аналитиков современной России, историка А.И. Фурсова. Не случайно нами была проведена научная конференция по этой проблематике и ее материалы были опубликованы в специальном выпуске альманаха экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Философия хозяйства». 
Не возможно, да и незачем подробно цитировать Указ. Достаточно, я думаю, одной фразы: «Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире». Для образованного в области социальных наук политика известно, что культура России основана на принципах соборности (православный принцип), а культура Запада – на принципах индивидуализма (протестантский принцип). Такому политику известно также, что торговое и финансовое сословие, доминировавшее в эпоху очередного НЭПа, при всей его значимости, во все времена, это лишь «третье сословие» в государстве, стоящее в социальной иерархии после духовной и политической элиты общества. «Высшие» (не по финансовому признаку) сословия общества ориентируются в своей деятельности не на короткие, «финансово-экономические», а на «хозяйственные» - средние и долгие смыслы бытия – политические, идеологические, духовные. Избирателям, гражданам, хорошо тогда, когда власть умеет эти цели сочетать, достигать их гармонии. 
Таким образом, на мой взгляд, президент, обращаясь к дальновидным людям, к лидерам социальным, политическим, идеологическим, не очень явно, но совершенно отчетливо декларирует новые принципы. 
• Более нельзя ставить личный интерес выше общественного. Интересы должны гармонично сочетаться. Нельзя более воровать и брать взятки. Нельзя думать лишь на один шаг вперед. 
• Коррупция более нетерпима. Дырявым ведром не наполнить ресурсное обеспечение региональных и федеральных программ. 
• Не стоит выбирать западный образ жизни в качестве образца. Нам не подходит ориентация лишь на материальное и сиюминутное, не подходит и преклонение перед извращениями. 
• Нам не нужна и псевдодемократия, а на деле охлократия – власть бездумной, послушной демагогам толпы, получающей свою порцию «хлеба и зрелищ». 
• Россия может предложить своим гражданам и миру иную, не западную (берущую от нее лишь лучшие стороны), модель гармоничного развития общества, основанную на принципах российской культурной традиции, а разрабатывать ее и внедрять в практику можно лишь вместе, соборно. 
Насколько верны эти предположения – покажет время. Сегодня же, на уровне региона и областного центра, участники политического процесса заинтересованы в том, чтобы понимать суть того, чего от них ожидают и наш губернатор, и наш президент. Вывод из сказанного не сложен – необходимо убрать коррупцию из политической реальности, как и ограничить возможности для политиков ориентироваться лишь на свой личный интерес. Закончилось время для «бизнеса», основанного на продаже коммерсантам мест в избирательных списках политических партий. Это не только нарушение нравственных и юридических норм, но и нарушение интересов избирателей. В сегодняшнем составе представительных органов немало коммерсантов, плохо подготовленных для законотворчества, не участвующих регулярно в ее деятельности, есть и те, кто покинул Россию. Уметь торговать и уметь управлять делами большого города, определяя правила, законы его жизни – далеко не одно и то же. Приходит время совершенствовать как избирательную систему, так и внутрипартийную жизнь, открывая возможность для конкуренции между инициативами и идеями в противовес конкуренции предвыборных бюджетов. 
Для системного решения вопроса доверия общества к избранникам необходимо сделать связь депутата и его избирателей тесной, постоянной и ответственной. Мы видим возможность этого во взаимодействии с территориальной общиной (ТОСом), подписании с нею, еще на стадии предвыборного общения «социального договора», содержащего положения будущей программы и пункт о возможности досрочного отзыва депутата по требованию ТОСов при не надлежащем исполнении депутатских функций и взятых на себя обязательств. 
Сегодня вся инициатива и вся ответственность – на президенте. Но ведь на морском судне обязанности по его управлению и обеспечению лежат не только на капитане, а на всей команде. Наш президент обладает многими достоинствами, в том числе и милосердием. Но сегодня он становится еще и «грозным», не только для врагов государства, но и для разнообразных эгоистов и жуликов. У президента появился мощный инструмент контроля за исполнением интересов государства, общества, реализации принципов социальной справедливости – это «Общероссийский народный фронт». Я полагаю, за ним большое будущее. Предлагаю каждому кандидату в депутаты отказаться от предложений войти во власть без усилий, без поддержки избирателей, просто заплатив «кому нужно и сколько нужно». Кроме всего, это стало очень опасно. Поскольку о таких событиях «политической коррупции» знают слишком много избирателей и активистов партий. Согласие «купить немного власти» стало похоже на заявление соискателя в силовые структуры: «Прошу привлечь меня, также как и иных финансово заинтересованных лиц, к установленной Законом ответственности за нарушение интересов государства и избирателей». Сегодня, на то и щука в региональных и местных прудах (ОНФ), чтобы политические караси и пескари не дремали. 
Происходящие перемены, в целом, мне кажутся позитивными. Ну а трудности – это трудности роста. Они преодолимы, если отчетливо понимать связь общего и частного; государственного, регионального и местного уровней власти. Ключ к преодолению – понимание и согласование интересов всех участников социально-политических процессов, переход от эгоистических целей к целям гармонии. Для практической реализации этих задач ивановцами создана социальная инициатива «Общее благо». Всех, кто разделяет высказанную точку зрения, хотел бы исключить «политическую коррупцию» из жизни нашего города и региона, содействовать реализации новой государственной политики России с позиций социальной справедливости и гармонии - приглашаем к сотрудничеству.
1000inf.ru
18 апреля 2024
Все новости