Наверх

Анна Семёнова: Легенды и мифы ивановской экономики. 2006–2015

08.06.2015
Пытаться проанализировать изменения в экономике региона за последние 10 лет, да еще и в формате небольшой журнальной статьи, – дело довольно неблагодарное. Во-первых, предмет требует точности, но кто захочет забивать себе голову безумным количеством цифр, непонятно зачем вытащенных на поверхность автором? А во-вторых, наукообразные выкладки более уместны в какой-нибудь кандидатской диссертации, которую прочитают от силы человек 20 и забудут. 
Посему попробуем просто отследить некоторые тенденции – без претензий на абсолютную истину и гиперобъективность. Кому они нужны в наши времена? Ну и по ходу пьесы попробуем понять, насколько соответствуют истине те стереотипы, которые живут в наших головах еще с 90-х годов. 

Легенда № 1. Депрессивный регион 
Помнится, когда Михаил Мень только-только начинал рулить нашим регионом, он любил публично поудивляться: мол, говорили, что Ивановская область – одна из беднейших в России, а у вас столько новых дорогих иномарок по улицам ездит. Через полгода Михал Саныч удивляться этому перестал (как, впрочем, и другим чудесам вроде отсутствия возможности расплатиться банковской картой в магазине или ресторане); иномарок, в том числе и дорогих, с тех пор стало только больше, регион остался дотационным, зато термин «депрессивный» давно ушел из активной лексики даже тех, кто занят исключительно критикой власти. 
Получается, что жить стало лучше, жить стало веселей? Или дело всего лишь в терминологии – не секрет, что прежний губернатор на первое место ставил пиар, а не реальные действия. Кстати, определенные плоды такой подход принёс: вопросов о том, где находится Ивановская область, у тех же московских чиновников стало меньше. 
 Если же перестать жонглировать словами, то за 10 лет мало что изменилось. В том, что Ивановская область получает дотации из федерального центра, ничего страшного нет: так живет большинство субъектов Федерации. Но при всех заявлениях о развитии и перспективах сохранился отток трудоспособного населения из региона. А это один из самых важных индикаторов, характеризующих в том числе бизнес-климат в области. В конце концов, если люди не хотят по тем или иным причинам жить и работать здесь, то все палочки и галочки в отчетах, все красивые цифры теряют свой смысл. 

Легенда № 2. Текстильный край 
Для того чтобы понять, что же произошло в текстильной отрасли, которую мы по привычке считаем локомотивом и жизненно необходимой составляющей экономики региона, можно не обращаться к цифрам – достаточно посмотреть, о чём говорили руководители текстильных холдингов на страницах нашего журнала в 2006–2007 годах и о чём они говорят сейчас. Если тогда речь шла о развитии, пусть и требующем серьезного напряжения сил, то последние несколько лет – в лучшем случае о выживании. Если раньше говорили о четких правилах игры, то сейчас – «помогите, чем можете».
Можно сколь угодно долго рассуждать о конкуренции и сером импорте из стран Юго-Восточной Азии, о росте курса доллара, о ставках по кредитам, об отсутствии кадров (кстати, 10 лет назад про эту проблему и не вспоминали), но факт остается фактом: текстильная промышленность постепенно умирает. В 2007 году президент ассоциации «ТДЛ» Аркадий Златкин сказал в интервью нашему журналу: «Помощь государства требуется только потому, что во всех странах, которые развивают текстиль, она есть. Если Россия не намерена развивать текстиль, не считает его стратегической отраслью, надо просто честно сказать об этом». Что ж, теперь всё встало на свои места: не намерена, не считает. 
По большому счету в этом нет никакой трагедии. Да, у владельцев текстильных предприятий есть и будут большие проблемы. Да, пожилые люди будут с горечью рассказывать о том, как загубили отрасль, которой они отдали всю жизнь. Но, например, кто сейчас вспоминает о том, что в Ивановской области цвело пышным цветом льноводство? Времена изменились, изменилась глобальная локализация производств, и бороться с этими тенденциями бессмысленно.
Оплакивая текстильную промышленность, обычно не вспоминают о том, что за те же самые 10 лет в регионе бурно развивалось швейное производство, пройдя непростой путь от подпольных цехов в квартирах и подвалах до вполне цивилизованных малых и средних предприятий. Свято место пусто не бывает. Вот только стоит ли затягивать ритуальные пляски вокруг умирающих? Не лучше ли честно (как и просил когда-то Златкин) оценить ситуацию и направить усилия на создание условий для развития других, более живучих и востребованных отраслей? 

Легенда № 3. Туризм спасет мир 
Надо отдать должное Михаилу Меню: до него о том, что в Ивановской области можно развивать туризм, мало кто вспоминал, кроме теоретиков. Да, Алексей Шевцов начал потихоньку прибирать к рукам и раскручивать Плёс еще при Владимире Тихонове, но полномасштабные действия на этом фронте развернулись только после прихода Меня. 
Если честно, то ничего такого из ряда вон выходящего (кроме, пожалуй, Палеха с его лаковой миниатюрой) в туристическом плане в Ивановской области нет. Плёс – вполне заурядный волжский городишко (на этом месте меня явно начнут бить ногами различные ура-патриоты). Примечательный лишь тем, что в 1990-е годы никому не был нужен и поэтому остался не изгажен разными новостроями и евроремонтами. Но это по большому счету и неважно, главное – распиарить и продать. А в этом Михаил Мень был асом. 
Если говорить об объектах туристической инфраструктуры, то в этом плане Ивановская область за 10 лет прошла огромный путь. То же «Семигорье», гостевые дома в Южском и Палехском районах, санатории, частные музеи и фермы со страусами – сейчас в нашем регионе есть куда съездить на выходные, в том числе с детьми, это я вам как мама двоих детей говорю. Да, мы не дотягиваем до Ярославля или Владимира, но тенденция очевидна. 
Другой вопрос, что делать ставку на туриндустрию как на один из основных источников поступлений в бюджет, мягко говоря, необоснованно. Масштаб всё ещё не тот, да и особой заинтересованности со стороны власти (кроме вливания десятков миллионов в тот же Плёс) пока не заметно, несмотря на все программы поддержки и прочее. Дай бог, чтобы нынешний кризис не привел к сворачиванию уже существующих микробизнесов в сфере туризма. И может быть, лет через 10 эта отрасль будет играть более заметную роль в экономике региона. 
Да, если уж речь зашла о туризме, нельзя пройти мимо ещё одного достижения последних десяти лет. Я о шоп-турах, или «тряпичных» автобусах, которые ежедневно привозят сотни людей из соседних городов в Иваново за «тряпкой» – то есть за продукцией текстильной и швейной промышленности. Начало было положено еще в 2005 году, когда на территории «Красной Талки» открылся торговый комплекс «ТекстильПрофи-Иваново». С тех пор было построено ещё несколько подобных комплексов, а областной центр стал обладателем устойчивой репутации главного шмоточного рынка ЦФО. И это очень даже неплохо, поскольку, несмотря на все презрение к оптовой и розничной торговле, которое сквозит меж строчек официальных документов и изливается со страниц фейсбуков и твиттеров, оказалось, что такой формат торговли продукцией легпрома весьма востребован, причем не только у ивановцев. Так что в чём-чём, а в этой сфере туризма мы оказались на коне. 

Легенда № 4. Строить предприятия, а не торговые центры. Зачем? 
Да простит меня губернатор Павел Коньков (не так давно уже сказавший мне, что я вредная), но зря он использовал этот лозунг в своей предвыборной кампании. Все равно никто не поверил, а плакаты, обещающие предприятия на фоне новеньких ТЦ, вызвали немалое раздражение. 
Да и сам тезис о том, что фабрики и заводы лучше торговых центров, вызывает немалые сомнения. Чем лучше-то? Условиями труда? Воздействием на экологию? Уровнем заработной платы? Количеством работников (с учетом повальной автоматизации производственных процессов)? Чем? 
Уверена, что найдется немало людей, которые, прочитав предыдущий абзац, впадут в праведный гнев и проклянут моё имя навеки. Но речь ведь не о производстве в принципе, а о крупных предприятиях. Посмотрите, что происходит с нашими, извините за выражение, флагманами. Даже если не брать текстильные предприятия, а обратиться к машиностроительным. ИЗТС, «Кранэкс», «Автокран» – все они дышат на ладан, несмотря на попадание в различные списки приоритетных предприятий, невзирая на госгарантии и прочее. Из поля зрения аналитиков регулярно выпадают такие факторы, как стоимость энергоресурсов, платежи за землю и прочее – а ведь они напрямую связаны с промышленной гигантоманией советских времен. Сегодня чем крупнее предприятие (если, конечно, оно не занимается добычей нефти и газа, не относится к «оборонке» или к естественным монополиям), тем сложнее ему выжить. Возникает вопрос: а надо ли ему выживать? Надо ли искусственно тащить этот груз? 
Производство все равно было и будет – да, не такое масштабное, да, в других отраслях, но будет. Без него не может существовать экономика. Возьмем ту же швейку: крупные предприятия вроде «Юнистайла» в банкротстве, но сотни небольших цехов работали и работают. Производство средств производства? Тоже есть и будут, и, кстати, не переводятся отважные безумцы, планирующие создать собственные небольшие производства, скажем, станков с ЧПУ. 
Не нужны нам торговые и офисные центры? А как выдумаете, почему их строят в таком количестве? Или офисный планктон мечтает прозябать в зданиях категории Д – пожилых бывших НИИ с прогнившим паркетом и столь же древним вахтером при входе? Если торговые и административные здания строят, значит, есть спрос на эти площади. А вот где и как их строят – это действительно вызывает вопросы (которые, впрочем, выходят за рамки данной статьи). 
Обратите внимание: за прошедшие 10 лет промышленное производство в регионе сильно сдало свои позиции, а малый и средний бизнес, прежде всего оптовая и розничная торговля – по-прежнему на плаву, несмотря на все те рогатки, которые ставит ему государство. Так, может быть, именно торговля станет спасательным кругом для экономики нашего региона? Может быть, хватит презрительно относиться к этому виду деятельности: мол, не царское это дело, нам бы заводы, как в годы первых пятилеток! Все эти наши индустриальные парки – лишь подтверждение тезиса о том, что времена гигантомании в отдельно взятой Ивановской области давно прошли. Динозавры вымирают, и на смену им должен прийти малый и средний бизнес, который, как и десять лет назад, пока играет роль падчерицы, ожидающей подачек с барского стола. 
 Впрочем, о чём я? С «крупняком» намного удобнее работать всем: и властям, и налоговой, и надзорным органам. И перед гостями приятнее хвастаться чем-то большим, масштабным, таким, чтобы аж дух захватывало. Комбинат синтетического волокна – это наш размерчик. А руководить регионом торгашей и мелких цехов даже перед соседями как-то неловко.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей