Последние
новости
Общество

Юлия Портнова: «Мы должны бороться не с властью, а с внешними проблемами»

О том, что такое сегодня Общественная палата в Иванове
29 мин
12 мая, 2015
Алексей Машкевич 

Что такое сегодня Общественная палата в Иванове, чем нынешний созыв отличается от предыдущих и почему при двух председателях-мужчинах она гладила власть по шёрстке, а при председателе-женщине начала ставить неудобные вопросы мы говорили с Юлией Владимировной Портновой, председателем ОП третьего созыва, генеральным директором ОАО «Полёт». 

- Юлия Владимировна, когда вы возглавили Общественную палату Ивановской области, многие считали, что это было сделано для того, чтобы повысить шансы вашего мужа Валерия Васильева переназначиться сенатором от Ивановской области. Это так или вы взвалили на себя это бремя по другой причине? 
- На самом деле нет вообще никакой причинно-следственной связи между Общественной палатой и Советом Федерации: алгоритм назначения члена Совета Федерации по закону таков, что учитывается только мнение губернатора. Это невыборная должность, поэтому общественность никак не влияет на мотивацию, на назначение или неназначение… 

- Говорили, что это такой лишний плюсик… 
- Если бы сенатора выбирали, а не назначали, то можно было рассуждать о том, как формируется общественное мнение. Но губернатор единолично решает, с кем ему комфортно работать в качестве помощника в Совете Федерации. К тому же я в Общественной палате уже три созыва, а предыдущий председатель Олег Сперанский так неожиданно получил предложение... 

- …от которого не смог отказаться… 
- Да. И события развивались достаточно быстро. Именно Олег Вадимович порекомендовал меня в качестве своего преемника, потому что мы с ним реализовали несколько удачных проектов – в том числе проект «Детские площадки». Это позволило нам узнать друг друга с деловой стороны, выработать общие взгляды на многие вещи. Иных причин, собственно, и нет. 

- Для вас эта должность стала неожиданностью? 
- Абсолютной. И поскольку мне был выдан кредит доверия, а я человек неравнодушный, то я согласилась. Безусловно, общественная нагрузка отнимает немало времени, но мне небезразлично, как выглядят город и область, где я буду встречать свою старость и где будут жить мои дети. По этой причине и ОАО «Полёт» что-то делает в городе: за свой счёт благоустраивает площадь Победы, ставит остановки, облагораживает территорию вокруг предприятия на улице Парижской Коммуны (я считаю, что наш завод украшает эту улицу). 

- Давайте вернёмся к Общественной палате. У меня достаточно скептическое отношение к этому органу, а вы там уже третий срок. После того как вы отбыли первый, при Валерии Иванове, уже было ясно, что палата ничего не решает и ни на что не влияет. Из-за чего вы пошли туда во второй, а потом и в третий раз? 
- Общественная палата – это всё-таки инициатива президента РФ. 

- Ну, у нас сегодня всё – инициатива президента... 
- Когда прямые подчинённые из чиновников обрисовывают тебе ситуацию, иногда хочется видеть картинку «снизу». А чтобы её увидеть, необходимы какие-то лифты для получения общественного мнения. Именно поэтому, на мой взгляд, и был создан проект «Общественная палата». Это потом в Москве дистанцировались от партийных проектов и создали «Народный фронт». Потому что у президента должна быть обратная связь. 

- Информация не от чиновников, а от крупных бизнесменов, которые входят в состав Российской Общественной палаты, и от Аллы Пугачёвой? 
- Нет, нет, подождите. В состав Общественной палаты РФ на сегодняшний день никакие крупные бизнесмены не входят. Там представлены абсолютно разные слои общества. Например, академик Велехов, который изначально эту идею сформулировал. И становление Общественной палаты шло как раз вопреки желаниям чиновничьего аппарата, поэтому и очень долго запрягали… 
Об этом свидетельствует и тот факт, что только в прошлом году был принят закон об основах общественного контроля. А сколько вокруг него было копий сломано, какой трудный был пройден путь... Что даёт этот закон сейчас? Он определяет алгоритм и коридор общественного контроля. Ведь когда была создана Общественная палата, инструментария не было, а без него что можно сделать? Только собраться и поговорить. Собрались, поговорили, написали, никто не услышал, положили в корзину. 

- Тем более вопрос: зачем вы пошли второй, третий раз? Написали – положили в корзину, написали – положили в корзину. А вы раз сходили, два сходили, три сходили… 
- Нет, я всё равно считаю, что на региональном уровне это та площадка, на которой можно высказывать свою позицию и коллегиально доносить её до власти. Потому что, когда ты доносишь её до власти персонально, это не так срабатывает. К тому же иногда необходимо сверять собственную позицию по тому или иному вопросу с позициями других людей. 

- Но для этого необязательно собираться в формализованную команду. 
- Я не согласна. 

- Хорошо. Так зачем вы лично пошли в палату? Были какие-то цели: поддержать бизнес или ещё что-то? 
- Сразу скажу, чтобы не было вопросов: наш бизнес никоим образом не зависит от политической конъюнктуры в регионе. Мы работаем на федеральном уровне и на региональном уровне себя никак не позиционируем – ни с точки зрения имиджа, ни с точки зрения каких-то преференций. Мы не пользуемся никакими региональными программами поддержки. Но поскольку наш завод находится в этом городе, поскольку здесь живут и трудятся семьи наших сотрудников, которых не устраивает качество жизни («мы не можем устроить детей в детский сад, мы не можем попасть в школу, в которую хотим, мы не можем уехать с работы, заканчивая работать в девять часов») – мы решаем вопросы локально (например, покупаем автобусы, чтобы возить людей на работу). Понимая, что эти проблемы – общие для жителей всего региона, начинаешь задумываться о том, что их надо решать системно. 

- Ну, тогда по-другому задам вопрос. Ни для кого не секрет, что при Михаиле Мене выборов в Общественную палату не было – были назначения. 
- Но это принцип формирования палаты, установленный законом. 

- Людям звонили и говорили: «Ты будешь членом Общественной палаты». Мне звонили, я отказался пойти в этот нынешний созыв, потому что видел два бесполезных предыдущих. Я сказал: «Нет, ребята, я в этом шоу не участвую». А что двигало вами? 
- Изначально по закону был заложен один алгоритм формирования палаты – список от губернатора и список от областной думы. Сейчас сформирован иной подход, в том числе через интернет-голосование: лидеров общественного мнения выбирают на таких площадках. И Общественная палата РФ сейчас достаточно интересный орган – я за полгода общения могу сделать такой вывод. Во-первых, они очень активны во всех направлениях, и это личная заслуга нового секретаря, Александра Бречалова. Очень много инициатив пошло из регионов именно по темам общественного контроля. И сейчас обсуждается ещё один важный законопроект – модельного закона об общественных палатах субъектов РФ, где уже заложены новые принципы формирования и описаны механизмы, позволяющие Общественной палате быть самодостаточной и иметь определённый инструментарий. 

- Самодостаточной в каком плане? 
- Финансово независимой, не как на сегодняшний день. 

- То есть дальше её будет не департамент внутренней политики финансировать? 
- Не департамент. 

- А кто? Спонсоры какие-то? 
- Нет. В законе обсуждается такая норма – до 5% от бюджета на содержание Законодательного собрания региона. 

- Это будут немаленькие деньги, судя по тому, какие машины в последний год закупала облдума. 
- Конкретную ставку будет принимать каждый регион. 

- Как с барьером на губернаторские выборы. 
- Да. В принципе, этих денег достаточно, чтобы организовывать мероприятия. Нам нужны средства не столько на работу аппарата (это не столь принципиально и важно), сколько на то, чтобы привлекать настоящих экспертов. С чем мы сейчас столкнулись? Многие работают на общественных началах, люди сами по себе инициативные и с удовольствием участвуют в этом, тратят на общественные мероприятия своё личное время. А есть люди, которые, к счастью или к сожалению, являются квалифицированными специалистами в том или ином вопросе и работают исключительно за деньги. 

- Но их трудно осуждать. 
- Мы не осуждаем, мы говорим о том, что Общественной палате необходим какой-то финансовый ресурс, чтобы иметь возможность в сложных случаях работать не по схеме «собрались, поговорили», а пригласить эксперта. 

- И проводить уже не общественную, а профессиональную экспертизу? 
- Я бы не стала говорить о какой-то серьёзной экспертизе. Но независимый специалист со стороны мог бы проконсультировать, как поступить в том или ином вопросе. Это очень важный инструментарий. Пока же всё держится на людях, которые готовы жертвовать своим личным временем, а их не так много, в том числе и в составе Общественной палаты нынешнего созыва. При сегодняшней небольшой численности круг инициативных людей, которые участвуют во всех мероприятиях, проектах, имеют желание это делать, ограничен. 

- Но это обусловлено, мне кажется, в том числе и принципами формирования. Власть просто не заинтересована в том, чтобы назначать активных людей, легче сделать всё для галочки. 
- Что тоже интересно, сейчас полностью отошли от формирования Общественных советов самими чиновниками. Это тоже абсурд. Раньше чиновник говорил: я тебя назначаю, ты будешь моим общественным советником, рассказывай, что мы не так делаем. Теперь заложена норма, что Общественная палата будет фильтром, то есть должна утверждать кандидатуры всех участников общественного контроля. 

- Всех общественных советов? При всех органах власти? 
- Да. 

- Когда же вы «Полётом»-то будете заниматься? 
- Нет, нет, нет, секундочку. Здесь смысл в чём? Если человек хочет войти в общественный совет, Общественная палата рассматривает его кандидатуру. 

- Человека, а не конкретное место? 
- Нет. Мы ни в коем случае не вмешиваемся в работу общественного совета при ком-то, мы просто высказываем свою позицию. 
Понимая, что у нас разорваны связи, особенно в муниципалитетах, мы каждого члена Общественной палаты закрепили за тем или иным муниципалитетом по принципу шефства или кураторства, хотя по должности он не входит в состав общественного совета, – чтобы он был в курсе того, что происходит в муниципалитете, а у нас была обратная связь. С какими проблемами сталкивается муниципалитет? Нужно ли выносить их на обсуждение на региональный уровень или достаточно подсказать, по какому пути пойти, чтобы муниципалитет самостоятельно решил ту или иную задачу? Всё-таки наша площадка – региональная, у неё возможностей больше. В частности, есть возможность пригласить представителей областного правительства для обсуждения каких-то вопросов, к примеру, связанных с экологией или с вырубкой леса в Южском районе. 
Мы организовали приём граждан членами Общественной палаты в том муниципалитете, за которым они закреплены, и все члены Общественной палаты втянулись в эту работу. И теперь я хотя бы понимаю, как выглядит ситуация в целом. Наша основная задача – чтобы Общественная палата была комфортной площадкой для общения представителей различных общественных движений, блогеров, людей, как официально, так и неофициально объединенных в какую-то организацию. Потому что я считаю, что лучше собраться, поговорить и обсудить что-то за столом, найти решение, выслушать и попытаться его реализовать, чем ждать демонстраций под окнами правительства или администрации. 

- Единственное дело, которым может похвастаться третий созыв Общественной палаты, – это работа по детским площадкам. И то в этой ситуации Общественная палата, в общем-то, просто заменила исполнительную власть, выполнив функции, не свойственные общественникам. 
Во время последних выборов в облдуму Сергей Пахомов при председателе Общественной палаты Олеге Сперанском буквально задушил инициативу Романа Круглова по расследованию действий или бездействия ивановской полиции в деле Мамо Ферояна. А при вас, совсем недавно, палата провела громкое расследование по ситуации с общественным транспортом. Что-то поменялось в самой Общественной палате или сказались перемены в исполнительной власти региона? 
- Я начну с того, что губернатор Павел Алексеевич Коньков заинтересован в получении обратной связи. И мне, в моём нынешнем статусе председателя Общественной палаты, он открыт для общения – это очень важный фактор. Нет запретных тем, мы можем обсуждать всё. Функция Общественной палаты – это всё-таки быть индикатором общественного мнения. Например, исполнительная власть принимает какое-то решение. Ну, допустим, приняли решение по сити-менеджерам, поменяли структуру. 

- Ну, это областная дума закон поменяла. 
- Тем не менее задача Общественной палаты – дать обратную связь, в том числе по поводу того, как это встретили на местах. 

- Я думал, задача Общественной палаты – узнать, как люди отнесутся к этому решению ещё до его принятия. 
- Для этого мы и проводим общественные слушания. 

- И что показали общественные слушания? По-моему, людям глубоко фиолетово. Они не понимали, как было до этого, и не понимают, что получилось сейчас. 
- В данном случае, по этому конкретному примеру – возможно. Но я хочу сказать, что это тренд последних лет. После того как мы отменили выборы глав…

- Не мы отменили, а нам отменили... 
- …люди потеряли интерес к выборам как таковым. Они считают, что по вертикали власти сначала Путин назначает губернатора, потом губернатор назначает комфортных ему для работы людей. Вмешиваться в процесс нет смысла – тренд вот такой. 

- Поэтому люди не ходят на выборы? 
- Да, поэтому низкая явка. 

- И все говорят: за нас всё решено. 
- Примерно так и говорят. Но есть ощущение, что ситуация будет меняться. Мы видим, что президент посылает определённые сигналы – о том, что пора возвращать выборы на местах. За последние двадцать лет в обществе всё успокоилось, есть общее понимание вертикали. Дискуссии о необходимости выборов уже идут и в Госдуме, и в Совете Федерации, всплывают на различных форумах. Думаю, не за горами тот день, когда мы вернёмся к прямым выборам. 

- Моё мнение: двадцать лет искореняли любое инакомыслие и сейчас добили его окончательно – всех загнали в «Единую Россию». Ну, теперь можно и повыбирать, конечно. Вы же избирались в областную думу. Ведь это же фикция, да? В регионе за последние годы вытоптано всё. Где оппозиция? Павел Попов оппозиционер, что ли? Ну не смешите мои подковы!.. 
- Чем бы ты ни занимался, всегда должны быть люди со стороны, которые тебя критикуют. Иначе ты немножко отрываешься от реалий – это особенность психики. Глаз замыливается, ты не видишь того, что происходит. Нужна обратная связь. Но я не соглашусь с тем, что двадцать лет забивали и забили окончательно. Я думаю, что по-другому нельзя было, особенно когда Уральская Республика написала устав об отделении и напечатала свои деньги. 

- Но это было совсем давно, больше чем двадцать лет назад. 
- Тем не менее. Татарстан тоже намеревался стать самодостаточным. Было две войны в Чечне с понятными последствиями. Наши партнёры, в основном за рубежом, выстраивают санитарный коридор вокруг России. У них в стратегии чётко написано, что следующая страна для развала на мелкие государства – это РФ. И на тот момент, наверное, и нельзя было по-другому собрать страну в кулак. Сейчас, когда вертикаль выстроена, у большей части общества (хотя я и сомневаюсь в этом) есть понимание, как и куда двигаться дальше. Понимание, что сила – в единстве и что, в общем-то, задача всех – работать не друг против друга, а на одну идею. 
Что такое Общественная палата? Это индикатор общественного мнения. Надо не критиковать власть и не клеймить её, а работать над общими целями и задачами. Есть плохие дороги – мы вам расскажем, что на местах происходит, что думают люди, как они оценивают ваши шаги по разрешению этой ситуации, а вы дальше думайте. У исполнительной власти есть полномочия это дело делать. Мы должны бороться не друг с другом, не с властью, а с внешними проблемами. 

- И когда об этих проблемах говорит оппозиция, её лучше не слушать, потому что она может это использовать в целях политической борьбы. А Общественная палата – орган, который не использует эту информацию ни для каких политических целей, а просто встраивается в систему. 
- Нет, я считаю, что нужно слушать всех. Мы говорим о создании гражданского общества, заметьте. Мы в процессе создания гражданского общества. Чуть-чуть обидно, да? 

- Да, обидно. Хочется в нём уже быть… 
- Хочется называться гражданами, да? А мы всё ещё между населением и гражданами. Чтобы население трансформировалось в граждан, нужно создавать гражданские институты. Государственная власть это понимает и искусственно поддерживает. 

- Развитие гражданского общества? 
- Да. 

- Сажая Навального? 
- Нет. 

- Да. 
- Нет, я говорю не об этом. 

- Но он же часть гражданского общества. 
- Я хочу сказать, что, поддерживая НКО, реализуя систему грантов, мы не будем сейчас инициировать какие-то изменения. Мы говорим о том, что поддержим эти институты. О том, что в системе Общественной палаты надо создать реестр НКО, что надо их обучать, чтобы они могли более эффективно работать. Давайте только отделим социально ориентированные организации от политически ориентированных, иностранных агентов. Посмотрите на перечень общественных организаций, зарегистрированных в Иванове. Знаете, их сколько? 

- Я был на их странице в Интернете – устал листать. А реальных-то немного. 
- Их больше тысячи. Начиная с любителей пива и заканчивая чем-то серьёзным. 

- Крепче пива?.. 
- Но не все люди готовы объединяться. Но даже если ты независимый, то всё равно должен что-то делать для общества, а чтобы ты что-то делал, тебе нужно какое-то поле, ты должен выступать на какой-то площадке («Твиттер», блог или что-то ещё). Если ты выступаешь у себя на кухне с друзьями за чашкой чая… 

- Ну, это всё на кухне и остаётся. 
- Тогда ты не гражданин, ты население. А если хочешь быть гражданином – выйди во двор, собери соседей и скажи: «Ребят, слушайте, давайте мы сначала крапиву скосим (как было в Кинешме), найдём в крапиве детскую площадку, а потом будем говорить о том, кто и что должен делать на этой детской площадке». А сейчас так: ничего не делают, только требуют. И, к моему глубокому сожалению, мы и нынешнее поколение детей воспитываем в мысли, что у государства и прочих людей масса обязанностей по отношению к ним, а сами они имеют только права. 

- Государство к нам точно так же подходит. Мы говорим: «Наведите порядок в скверах». А государство, муниципалитет нам отвечает: «Да зачем? Выйдите сами и уберите». 
- И здесь я с вами не могу не согласиться. Более того, могу вам рассказать историю и даже показать письмо от нашей городской администрации. Совсем перепутали свои обязанности с обязанностями коммерческих организаций. В прошлом году администрация города обратилась к нам с просьбой ввиду скромности финансирования установить остановки… 

- К вам – к «Полёту»? 
- Да. Остановки общественного транспорта на площади Победы. Мы говорим: «Ну хорошо, ладно, потратим деньги». Поставили остановки, передали им на баланс в прошлом году – благотворительная работа проведена. А 25 марта 2015 года нам пишут письмо, что в управление благоустройства администрации города Иваново поступило обращение некой гражданки по вопросу установки информационных аншлагов на остановке общественного транспорта «Площадь Победы». Учитывая, что данные остановочные павильоны установлены за счёт средств ОАО «Полёт», просят нас изготовить и установить на данных павильонах информационные аншлаги с расписанием движения общественного транспорта. 

- Ну, это старая тема: дай палец – тебе руку по локоть откусят. 
- Это переходит все границы. Слегка перепутали, кто и что обязан делать. Точно так же обстоит дело со всеми остальными вопросами. К сожалению, пока человек не поймёт, что он приходит на должность государственного чиновника для того, чтобы работать для людей, пока не будет персональной ответственности чиновников за всё – мы сами ничего не изменим. И об этом надо говорить. Мы не можем об этом не говорить. 

- И всё-таки. Инициатива Романа Круглова, не реализованная при Пахомове и Сперанском, сейчас превратилась в общественное расследование по поводу состояния в области общественного транспорта. Это произошло потому, что сменилась областная власть? 
- Да, потому что сменилась власть. 

- И перестала закрывать глаза и лакировать действительность? 
- Перестала. И смена руководства города – тому подтверждение. 

- Вы считаете, всё меняется к лучшему? 
- Я считаю, что дана оценка работы и сделана попытка изменить сложившуюся ситуацию. Что из этого получится? Это мы будем наблюдать чуть позднее. Но, подчеркну, если мы будем всё время сторонними наблюдателями, у нас ничего не получится. Нужно созидать, помогать. Другое дело, хотят ли тебя услышать. 

- Я думаю, нас слышат, да? И вас, и нас, СМИ, слышат. Вопрос-то в другом – хотят ли что-то делать, услышав это? 
- Согласна. 

- Вот ваше вроде бы громкое расследование по транспорту… 
- Да, давайте вернёмся к транспортной доступности. 

- Была информация о том, что угрожали тем, кто проводил расследование. 
- Угрожали. 

- Но вот результат: начинается пленарка, от которой все ждали каких-то решений, а губернатор поспешно уходит, не дождавшись даже основных докладов. Не говоря уже о том, что не принимает участия в выработке решения. Как это можно рассудить? Вопрос завис? Никто ничего не хочет менять? Ведь речь идёт не о банальном увольнении Дрюпина, да? 
- Абсолютно не об этом. 

- Мы его выносим за рамки. Речь идёт о том, сможет ли перенастроиться система управления транспортными потоками. Почему ушёл губернатор? 
- У него изменился график – это основная причина того, что он не смог остаться на пленарном заседании. Но те рекомендации, которые были даны Общественной палатой, поддержаны. 

- Рекомендации? Какие? 
- Я вам дам выписку…

- Мне хотелось бы ваше личное мнение. 
- Мы встречались с жителями, с перевозчиками и с представителями власти, обсуждая эти вопросы. В разных конфигурациях обсуждали тему. В итоге мы сформулировали свою позицию и своё отношение к принципу транспортной доступности. Мы считаем, что жители города Иваново должны иметь возможность в вечерние часы добираться с окраин и на окраины. Необходимо найти компромиссное решение, которое устраивало бы и перевозчиков, и пассажиров. Никто никого не игнорирует и не хочет загнать в угол. Обсуждалось, что на тендерах, которые объявляются перед заключением договора, нужно разыгрывать рентабельные маршруты вместе с нерентабельными, так называемыми социальными (в нагрузку). И проработать этот вопрос более детально. Причём, естественно, нужно учесть финансово-экономическую составляющую: ещё раз просчитать пассажиропотоки, чтобы выделить социально ориентированные маршруты, рассмотреть юридическую сторону. Что является социальным маршрутом? При каком пассажиропотоке? В какие часы? Градация критериев должна быть определена и абсолютно ясна, а не просто – сегодня социальным является 10-й маршрут, завтра 20-й… Ещё мы считаем, что должен быть единый диспетчерский центр, должна быть отчётность с использованием системы ГЛОНАСС, подтверждающая, что ты ездишь и выдерживаешь график. 
Но это функция исполнительной власти. Мы вносим предложение, а они уже должны его обсуждать и думать, как реализовать. 

- Как прописано в контракте с администрацией. 
- Да. У власти должна быть возможность административного контроля. Для этого должен функционировать диспетчерский центр с системой «Глонасс». Коммерческие структуры давно так работают. Именно так мы контролируем свои транспортные средства, это позволяет экономить: контролировать километраж, бензин, отслеживать время пребывания на маршруте. 
Дальше третий, самый важный момент. Мы порекомендовали обратиться в службу по тарифам и поднять тариф с 21.00 или 22.00 часов до 5.30, например, до 20 рублей. Почему? Наша логика такова: лучше доехать за 20 рублей, чем за 150 на такси. Мы озвучили своё предложение, и губернатор дал поручение его проработать. Начальник профильного департамента Александр Лодышкин должен взять эту тему на контроль. Точно так же мы предлагаем решить вопрос по маршрутной сети, потому что в городском округе Иваново пригородный транспорт пересекается с внутригородским. И у тех, кто работает на таком маршруте, получается накладка: пригородные водители собирают фактически всю выручку. Эту ситуацию надо разрешить. 
Все эти вопросы носят организационный характер. И наша задача, повторюсь, – дать сигналы, дать обратную связь власти о том, что при этой системе у нас есть такие-то минусы, что на местах это выглядит вот так. А вы дальше работайте с этим – вы специалисты, вы настоящие эксперты, вы сидите в департаментах и уполномочены все эти вопросы решать. 

- Я внимательно следил за расследованием по транспорту, и у меня создалось впечатление, что всё свелось в основном к обсуждению проблем частных перевозчиков – легальных или нелегальных. А в Иванове есть муниципальный перевозчик МУП «ИПТ», который, по сути, должен выполнять социальные функции и который получает дотации в размере, по-моему, 320 миллионов рублей в год. И в кулуарах городской администрации мне говорят, что всё идёт к тому, что троллейбусы скоро перестанут выезжать на маршруты, потому что директору «ИПТ» выгоднее всего просто порвать билеты, не выпуская транспорт за ворота – и получить эти дотации. И чем больше водителей троллейбусов он выгонит и, соответственно, чем меньше машин выйдет, тем лучше жизнь у конечных, скажем так, бенефициаров этого социального проекта. Не у города, я имею в виду... 
- Мы тоже получили такую информацию и с ней работаем. У нас есть предложение, как упорядочить получение субсидий, чтобы они выдавались не просто за порванные билеты. Для этого мы проанализировали опыт Москвы, Владимира. Мы считаем, что имеется достаточно эффективный алгоритм отслеживания пассажиропотока и выезда троллейбуса на рейс. Павлу Алексеевичу он доложен, доведён до его сведения. И новому руководителю города Алексею Алексеевичу Хохлову тоже. Я надеюсь, что в ближайшее время мы получим какую-то обратную связь. 
Подчеркну: очень важно сохранить в Иванове троллейбусы. На сегодняшний день это единственное средство транспорта, доступное для мам с колясками и людей-инвалидов. Мы проанализировали опыт Владимира и пришли к выводу: не имея своего муниципального транспорта, нельзя решить вопросы перевозки пассажиров. Муниципальный транспорт должен сохраниться, но в правильном виде. И он может быть абсолютно рентабельным. 

- Конечно, он рентабелен. Судя по тому, как перевозчики борются за маршруты, с деньгами там всё нормально... Начиная тему с общественным транспортом в Общественной палате, вы понимали, что если вы подойдёте к ней так, как подошли, то наступите на вполне конкретные финансовые хвосты очень конкретным людям? 
- Понимали. 

- Тогда зачем шли? 
- А почему бы и нет? 

- Угрозы, о которых говорил Роман Круглов и которые вы подтвердили, были с той стороны? 
- С той. 

- Вы что-то будете с этим делать? 
- А что мы можем с этим делать? Это вопрос правоохранительных органов – дать оценку их действий. 

- Вы писали какие-то заявки, заявления в правоохранительные органы? 
- Мы этот вопрос обсуждаем. 

- И ещё про Общественную палату. Вы в самом деле верите, что общественность может на что-то повлиять – после этой неоконченной битвы с транспортом? 
- Я считаю, что чем больше активных неравнодушных граждан в стране, чем больше у них желания объединиться в борьбе против какой-то проблемы, тем больше синергия. Исходя из этого, мы не то что можем – мы обязаны влиять на ситуацию, потому что это качество нашей жизни, а не чужой, не чиновничьей. 

- У меня больше нет вопросов по Общественной палате. В начале беседы вы сказали, что «Полёт» не зависит от региональной политической конъюнктуры. Тем не менее несколько лет назад вы всерьёз обсуждали вопрос смены налоговой прописки – после того как вашему предприятию (и не только ему) при тогдашнем ивановском начальнике УФНС Ткаченко были предъявлены многомиллионные налоговые претензии. Так ли не зависит «Полёт» от региональной конъюнктуры? 
- Это было при Ткаченко, а Ткаченко не формировал региональную конъюнктуру. Он был частью федеральной вертикали: начальник УФНС назначается на федеральном уровне. А губернатор Михаил Мень, понимая реальную экономическую ситуацию и видя, кто является основой бюджета, не дал осуществить рейдерский захват предприятия. Иначе сейчас на улице Парижской Коммуны вы бы видели ещё один красивый торговый центр, сданный клетушками в аренду малому бизнесу. 

- Сегодня все претензии налоговой сняты? Они были предъявлены не только заводу «Полёт», но и «Кранэксу», «Ивмолокопродукту»… 
- Насколько я знаю, суды идут в пользу налогоплательщиков, в том числе и у нас. На сегодняшний день мы выиграли пять судов из семи. Но самое главное, что предприятие работает. Мы развиваемся. 

- И вы не ушли с налогового учёта в Ивановской области? 
- Нет, мы не ушли из Ивановской области. Мы обсуждали этот вопрос, в том числе с губернатором, и было принято решение, что мы вместе будем бороться за то, чтобы те предприятия, которым были предъявлены необоснованные налоговые претензии, остались в прежней юрисдикции. 

- Ну, тогда последний вопрос – на злобу дня. В Сети активно обсуждается вопрос о том, что ваша диссертация – плагиат. Не могу не спросить. 
- Спросите. 

- Ваш комментарий. 
- Пишите-пишите. Всё, что не некролог, то пиар. 

- Это серьёзное обвинение. 
- Я считаю, что проект «Транспортная доступность» удался, поэтому расшевелил осиное гнездо – иначе не было бы того, что произошло. Жаль только, что оппоненты вместо дискуссии по существу вопроса перешли на личности. 

- Вы считаете, что это сделано вашими оппонентами? 
- Однозначно. 

- По транспорту? 
- Да. 

- Вы будете что-то предпринимать в ответ? 
- А зачем? 

- А как же честное имя, реноме?.. 
- Моё честное имя – оно впереди меня бежит...
25 апреля 2024
Все новости