Последние
новости
Общество

Михаил Тимофеев: Новый старый год?

Иваново-[Вознесенск]. До востребования
12 мин
06 марта, 2015
Михаил Тимофеев, главный редактор журнала «Лабиринт» 

Бесконечный тупик 
Год назад, в январе 2014 года, мало кто знал, что мы будем называть то время «старые добрые времена». Беду если и ждали, то не завтра. Врио губернатора Павел Коньков в ходе ежегодного отчета перед депутатами областной думы в марте 2014 года огласил ряд тезисов взрывной социокультурной стратегии, о которой я написал в апрельском материале данной рубрики в статье «Иваново/Плёс: скромное обаяние мегапроектов». Ещё до обретения Россией Крыма пассажи об Итоне и Оксбридже на берегах Волги и Уводи и планы проведения Всемирного фестиваля молодёжи в Ивановской области казались чрезмерно фантастическими. Казалось, по прошествии почти года, когда «тучные времена» остались в прошлом, об этих прожектах говорить не то что бы странно, но точно уж неактуально, я смог обнаружить подборку материалов, где взгляд в будущее безоблачен и об административных фантазиях авторы повествуют бодро, без запинки. Ответственный секретарь комиссии по корректировке «Стратегии-2020» Александр Лодышкин в материале, опубликованном журналом «Частный поверенный» в декабре прошлого года, сообщает, что «у нас есть замечательный проект – «Молодёжный фестиваль – 2021», который мог бы дать всему региону огромный стимул к развитию инфраструктуры, образовательного кластера, ну и, конечно, большие имиджевые преимущества». На сайте правительства Ивановской области написано, что автор этого высказывания в своё время защитил кандидатскую диссертацию по теме «Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения» и, видимо, знает, как избавить область от урбанистической депрессии. 
Мой коллега – доктор политических наук Юрий Воронов, являющийся заместителем научного руководителя комиссии по корректировке Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, сообщает, что «всего в Стратегии разработано 12 полюсов экономического роста. В каждом из них представлен набор проектов-драйверов, реализация которых будет способствовать комплексному и эффективному развитию территории, успешному осуществлению её миссии: Ивановская область – инновационный регион; международный центр дизайна и торговли товарами лёгкой промышленности; университетская территория». 
Вероятно, 12 полюсов – это очень перспективно, не говоря уже про проекты-драйверы. Я недостаточно компетентен в затрагиваемой уважаемыми авторами проблематике, но когда-то и я защитил кандидатскую диссертацию, тема которой «Социально-философское исследование специфики и эволюции мифологического сознания», что худо-бедно позволяет мне анализировать подобного рода заявления, квалифицируя их как своего рода аналог магических действий. Но, увы, словами можно создать лишь иллюзию объективной реальности, симулировать её. Более понятно и образно это передаётся в известной народной мудрости о том, что, сколько ни говори слово «халва», во рту слаще не станет. 
Я по-прежнему пребываю в убеждении, что администраторы и их научные консультанты не смогли предложить жизнеспособную стратегию развития области: ни программы-минимум, ни программы-максимум. Впрочем, признаю, что проблемы Ивановской области в целом весьма от меня далеки, и как специалист я могу квалифицированно говорить лишь о возможных перспективах развития Иванова. Но и здесь я пока услышан не в полной мере, а шанс реализовать свой проект самостоятельно представляется лишь в узконаучной сфере. Профессор Высшей школы экономики в Москве Виталий Куренной в одном из своих выступлений сказал, что «радикальное отличие культурных инициатив в России от аналогичных инициатив, например, на Западе заключается в том, что там культурные проекты, нацеленные на позиционирование территории, на брендирование, на развитие культурной активности, основаны на инициативе местного сообщества, тогда как у нас очень часто продолжает воспроизводиться советская схема, когда всё заводится сверху». 
Есть в этом отнюдь не кажущаяся неизбежность. Стиль работы и принятия решений, практикуемый властью, изобретён не в Ивановской области. Всё чаще создаётся впечатление, что функция экспертов и консультантов сводится к предугадыванию желаний заказчиков экспертиз и исследований, но путь этот тупиковый, сколь долгим бы он ни был. Нужен апостол Павел, который сказал бы, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». 

Будущее в прошлом времени 
Плодотворная дебютная идея команды нынешнего губернатора относительно создания «международного образовательного кластера» может греть сердца её инициаторов, но в условиях экономического кризиса о ней будут вспоминать всё реже. Я уже как-то писал о том, что грезить об «университетской территории» в городе, где в своё время не был организован не только федеральный, но и научно-исследовательский университет, по меньшей мере наивно. Впрочем, о проблемах вузов, преобразованных в эти два наиболее перспективных формата, я как главный редактор научного журнала «Лабиринт» знаю от многих коллег, работающих в этих учреждениях. 
План проведения международного фестиваля молодёжи в 2021 году был не так уж плох, но поведение рубля и нефти не внушают оптимизма и в его отношении. Значит ли это, что об имиджевых проектах следует забыть? Я полагаю, что нет. И хотя в бюджетах предполагаемых планов предстоит убирать один, а то и два ноля, при профессиональном подходе (о его возможности как-нибудь в другой раз) сделать можно очень многое. 
Пока я работал над этим текстом, в ленте новостей сайта «Слухи и факты» появилась информация о том, что «администрация города Иваново объявила конкурс на право выполнения «научно-исследовательской работы по теме: «Корректировка Стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года», которая «обойдется бюджету города в 2 млн рублей». Получается всего по 400 тысяч рублей за год перспектив. Почти даром… 
Это та самая «Стратегия развития городского округа Иваново до 2020 года», в которой пункт «1.9. Историко-культурный ресурс. Уникальность города Иванова» был наполовину скомпилирован из моих публикаций. За истекшие с 2008 года шесть лет я написал о городе раза в три больше. Вероятно, в ближайшее время сможет увидеть свет моя книга «Иваново-[Вознесенск] до востребования: опыт репрезентации городского текста». То, что я не буду привлечён к корректировке этой несостоявшейся стратегии, у меня сомнений не вызывает, так же как и то, что практически ничего из идей, как позаимствованных у меня, так и имеющих иное авторство, реализовано по большому счёту не было. Осуществлялись проекты, к этому времени уже хорошо зарекомендовавшие себя, а имя Андрея Тарковского в этой части документа даже не упомянуто… Где гарантия того, что та часть из двух миллионов рублей, которая будет освоена на очередной мониторинг ресурсов, которые, конечно, в какой-то степени изменились, хоть как-то будет использоваться городскими властями? 
В сборнике «Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города», опубликованном три года назад, ивановский историк Аркадий Степанов в статье «Одна империя, три пути развития», проанализировав сценарии возвышения в конце XIX – начале XX веков трех российских текстильных центров – Лодзи, Таммерфорса/Тампере и Иваново-Вознесенска, кроме явного сходства обнаружил существенную разницу в концепции городского развития, которая включала строительство современного жилья, школ, систем водоснабжения, торговых предприятий, общественного транспорта и т.п. В этих сферах городской жизни Иваново-Вознесенск заметно отставал от Тампере и Лодзи. 
Иногда складывается ощущение, что многие администраторы живут по-прежнему в индустриальном, а не постиндустриальном мире, где фирмы с дюжиной служащих могут производить продукт, превышающий по своей доходности несколько фабрик. Мы по-прежнему в арьергарде появляющихся в стране и мире новаций. Возможно, это у меня неизбывный комплекс «третьей пролетарской столицы»… Однако Ивановская область – это не аномальная зона, где трансформации в культурной политике в принципе невозможны. Люди, способные к новациям, в городе есть, остаётся только правильно скоординировать их усилия по изменению городской среды, обогащению её практиками, востребованными разными возрастными и социальными группами. Подражание другим городам и копирование успешных проектов – занятие малоперспективное, а вот их творческое развитие – залог успеха. III Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдёт осенью этого года в Екатеринбурге в 10-этажном здании бывшей гостиницы «Исеть» – конструктивистском аналоге иваново-вознесенского дома-«подковы». Уральский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) совместно с Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и Уральским федеральным университетом готовят масштабную программу. Инициативы наиболее продвинутой части ивановских стейкхолдеров ограничиваются пространствами галереи «Шестой этаж» на гуманитарном факультете ИГХТУ и некоторыми музеями, организующими запоминающиеся мероприятия во время презентации новых выставок, а также в рамках «Ночи музеев». 
С Екатеринбургом ивановцам трудно конкурировать по вполне прозаичным финансовым причинам. Но и в соразмерной южному соседу Перми несколько лет назад с иронией относились к планам культурного прорыва. Но на какое-то время пермякам удалось затмить столицу Урала, а сейчас в этих городах реализуются совместные проекты. 

Проспект Просвещения 
С одной стороны, для власти сейчас на первый план выходит проблема социальной стабильности в условиях ухудшающегося социально-экономического положения. С другой – залогом психологической стабильности является неизменный социокультурный фон, который обеспечивается функционированием различных соответствующих институций. Есть в этой культуртрегерской миссии в её самом мрачном варианте нечто от оркестра на «Титанике», но будем оптимистами. 
Прошлой осенью в Самаре был создан Средневолжский филиал ГЦСИ, который разместится в здании фабрики-кухни завода имени Масленникова, построенном в 1930–1932 годах по проекту выдающегося московского архитектора Екатерины Максимовой и известном среди поклонников конструктивистской архитектуры, как «Серп и молот». Эта информация – не прозрачный намёк на возможную ревитализацию дома-«пули», а всего лишь очередной повод задуматься над соответствующими текущему моменту вариантами использования исторического архитектурного наследия. Несмотря на мозговые штурмы лета-осени минувшего года, проект создания творческого кластера на Новой ивановской мануфактуре так и не получил продолжения. Если бы не обилие собственных планов, и я мог бы включиться в обсуждение перспектив развития. Впрочем, прежде чем стать одной из резиденций ГЦСИ, Самара зарекомендовала себя как место проведения международного фестиваля современного искусства «Улица как музей – музей как улица». Пока Иваново не может претендовать на вступление в клуб филиалов ГЦСИ, но альтернативные варианты развития не только возможны, но и необходимы для поддержания ещё существующих форм творческой жизни. 
Ко времени выхода этого номера журнала из печати в Кинешме должен будет пройти Межрегиональный форум «Культура и правосознание. Охрана культурного наследия». Меня пригласили спикером одной из секций. Доклад же мой будет посвящён роли охраны и использования архитектурного наследия в стратегии развития регионов ЦФО. В рамках предварительных консультаций речь шла и о том, что одна из функций приглашённых экспертов будет заключаться в ознакомлении собравшихся как с наиболее общими принципами охраны памятников истории и культуры, так и со специфическими проблемами градостроительства, реставрационной деятельности, реновации индустриальных пространств и восстановления усадебных комплексов. Это будет редкая возможность возникновения диалога между представителями административных структур и специалистами в области сохранения наследия. 
Возвращаясь однажды домой из центра города, я обнаружил на улице Станко совершенно изумительный образец архитектурного безобразия: заложенная красным кирпичом и оштукатуренная лет 80 назад арка от ворот последней трети XIX века была обрамлена искусно воспроизводящей боковой скол кладкой из силикатного кирпича. Эстетический конфуз и культурологический апофеоз, да и только. Никакого не то что благоговения или пиетета перед аутентичной иваново-вознесенской древностью – понимания. Булгаковский профессор Преображенский при виде результата такого вандализма указал бы на то, что «разруха начинается в головах». А мне так и хочется написать, что ничего не меняется, что наступил очередной новый старый год. Впрочем, это не так. Даже, если 2015 год будет хуже ушедшего, всё равно он будет новым.
27 ноября 2024
Все новости