Бесконечный тупик
Год назад, в январе 2014 года, мало кто знал, что мы будем называть то время «старые добрые времена». Беду если и ждали, то не завтра. Врио губернатора Павел Коньков в ходе ежегодного отчета перед депутатами областной думы в марте 2014 года огласил ряд тезисов взрывной социокультурной стратегии, о которой я написал в апрельском материале данной рубрики в статье «Иваново/Плёс: скромное обаяние мегапроектов». Ещё до обретения Россией Крыма пассажи об Итоне и Оксбридже на берегах Волги и Уводи и планы проведения Всемирного фестиваля молодёжи в Ивановской области казались чрезмерно фантастическими. Казалось, по прошествии почти года, когда «тучные времена» остались в прошлом, об этих прожектах говорить не то что бы странно, но точно уж неактуально, я смог обнаружить подборку материалов, где взгляд в будущее безоблачен и об административных фантазиях авторы повествуют бодро, без запинки. Ответственный секретарь комиссии по корректировке «Стратегии-2020» Александр Лодышкин в материале, опубликованном журналом «Частный поверенный» в декабре прошлого года, сообщает, что «у нас есть замечательный проект – «Молодёжный фестиваль – 2021», который мог бы дать всему региону огромный стимул к развитию инфраструктуры, образовательного кластера, ну и, конечно, большие имиджевые преимущества». На сайте правительства Ивановской области написано, что автор этого высказывания в своё время защитил кандидатскую диссертацию по теме «Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения» и, видимо, знает, как избавить область от урбанистической депрессии.
Мой коллега – доктор политических наук Юрий Воронов, являющийся заместителем научного руководителя комиссии по корректировке Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, сообщает, что «всего в Стратегии разработано 12 полюсов экономического роста. В каждом из них представлен набор проектов-драйверов, реализация которых будет способствовать комплексному и эффективному развитию территории, успешному осуществлению её миссии: Ивановская область – инновационный регион; международный центр дизайна и торговли товарами лёгкой промышленности; университетская территория».
Вероятно, 12 полюсов – это очень перспективно, не говоря уже про проекты-драйверы. Я недостаточно компетентен в затрагиваемой уважаемыми авторами проблематике, но когда-то и я защитил кандидатскую диссертацию, тема которой «Социально-философское исследование специфики и эволюции мифологического сознания», что худо-бедно позволяет мне анализировать подобного рода заявления, квалифицируя их как своего рода аналог магических действий. Но, увы, словами можно создать лишь иллюзию объективной реальности, симулировать её. Более понятно и образно это передаётся в известной народной мудрости о том, что, сколько ни говори слово «халва», во рту слаще не станет.
Я по-прежнему пребываю в убеждении, что администраторы и их научные консультанты не смогли предложить жизнеспособную стратегию развития области: ни программы-минимум, ни программы-максимум. Впрочем, признаю, что проблемы Ивановской области в целом весьма от меня далеки, и как специалист я могу квалифицированно говорить лишь о возможных перспективах развития Иванова. Но и здесь я пока услышан не в полной мере, а шанс реализовать свой проект самостоятельно представляется лишь в узконаучной сфере. Профессор Высшей школы экономики в Москве Виталий Куренной в одном из своих выступлений сказал, что «радикальное отличие культурных инициатив в России от аналогичных инициатив, например, на Западе заключается в том, что там культурные проекты, нацеленные на позиционирование территории, на брендирование, на развитие культурной активности, основаны на инициативе местного сообщества, тогда как у нас очень часто продолжает воспроизводиться советская схема, когда всё заводится сверху».
Есть в этом отнюдь не кажущаяся неизбежность. Стиль работы и принятия решений, практикуемый властью, изобретён не в Ивановской области. Всё чаще создаётся впечатление, что функция экспертов и консультантов сводится к предугадыванию желаний заказчиков экспертиз и исследований, но путь этот тупиковый, сколь долгим бы он ни был. Нужен апостол Павел, который сказал бы, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
Будущее в прошлом времени
Плодотворная дебютная идея команды нынешнего губернатора относительно создания «международного образовательного кластера» может греть сердца её инициаторов, но в условиях экономического кризиса о ней будут вспоминать всё реже. Я уже как-то писал о том, что грезить об «университетской территории» в городе, где в своё время не был организован не только федеральный, но и научно-исследовательский университет, по меньшей мере наивно. Впрочем, о проблемах вузов, преобразованных в эти два наиболее перспективных формата, я как главный редактор научного журнала «Лабиринт» знаю от многих коллег, работающих в этих учреждениях.
План проведения международного фестиваля молодёжи в 2021 году был не так уж плох, но поведение рубля и нефти не внушают оптимизма и в его отношении. Значит ли это, что об имиджевых проектах следует забыть? Я полагаю, что нет. И хотя в бюджетах предполагаемых планов предстоит убирать один, а то и два ноля, при профессиональном подходе (о его возможности как-нибудь в другой раз) сделать можно очень многое.
Пока я работал над этим текстом, в ленте новостей сайта «Слухи и факты» появилась информация о том, что «администрация города Иваново объявила конкурс на право выполнения «научно-исследовательской работы по теме: «Корректировка Стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года», которая «обойдется бюджету города в 2 млн рублей». Получается всего по 400 тысяч рублей за год перспектив. Почти даром…
Это та самая «Стратегия развития городского округа Иваново до 2020 года», в которой пункт «1.9. Историко-культурный ресурс. Уникальность города Иванова» был наполовину скомпилирован из моих публикаций. За истекшие с 2008 года шесть лет я написал о городе раза в три больше. Вероятно, в ближайшее время сможет увидеть свет моя книга «Иваново-[Вознесенск] до востребования: опыт репрезентации городского текста». То, что я не буду привлечён к корректировке этой несостоявшейся стратегии, у меня сомнений не вызывает, так же как и то, что практически ничего из идей, как позаимствованных у меня, так и имеющих иное авторство, реализовано по большому счёту не было. Осуществлялись проекты, к этому времени уже хорошо зарекомендовавшие себя, а имя Андрея Тарковского в этой части документа даже не упомянуто… Где гарантия того, что та часть из двух миллионов рублей, которая будет освоена на очередной мониторинг ресурсов, которые, конечно, в какой-то степени изменились, хоть как-то будет использоваться городскими властями?
В сборнике «Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города», опубликованном три года назад, ивановский историк Аркадий Степанов в статье «Одна империя, три пути развития», проанализировав сценарии возвышения в конце XIX – начале XX веков трех российских текстильных центров – Лодзи, Таммерфорса/Тампере и Иваново-Вознесенска, кроме явного сходства обнаружил существенную разницу в концепции городского развития, которая включала строительство современного жилья, школ, систем водоснабжения, торговых предприятий, общественного транспорта и т.п. В этих сферах городской жизни Иваново-Вознесенск заметно отставал от Тампере и Лодзи.
Иногда складывается ощущение, что многие администраторы живут по-прежнему в индустриальном, а не постиндустриальном мире, где фирмы с дюжиной служащих могут производить продукт, превышающий по своей доходности несколько фабрик. Мы по-прежнему в арьергарде появляющихся в стране и мире новаций. Возможно, это у меня неизбывный комплекс «третьей пролетарской столицы»… Однако Ивановская область – это не аномальная зона, где трансформации в культурной политике в принципе невозможны. Люди, способные к новациям, в городе есть, остаётся только правильно скоординировать их усилия по изменению городской среды, обогащению её практиками, востребованными разными возрастными и социальными группами. Подражание другим городам и копирование успешных проектов – занятие малоперспективное, а вот их творческое развитие – залог успеха. III Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдёт осенью этого года в Екатеринбурге в 10-этажном здании бывшей гостиницы «Исеть» – конструктивистском аналоге иваново-вознесенского дома-«подковы». Уральский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) совместно с Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и Уральским федеральным университетом готовят масштабную программу. Инициативы наиболее продвинутой части ивановских стейкхолдеров ограничиваются пространствами галереи «Шестой этаж» на гуманитарном факультете ИГХТУ и некоторыми музеями, организующими запоминающиеся мероприятия во время презентации новых выставок, а также в рамках «Ночи музеев».
С Екатеринбургом ивановцам трудно конкурировать по вполне прозаичным финансовым причинам. Но и в соразмерной южному соседу Перми несколько лет назад с иронией относились к планам культурного прорыва. Но на какое-то время пермякам удалось затмить столицу Урала, а сейчас в этих городах реализуются совместные проекты.
Проспект Просвещения
С одной стороны, для власти сейчас на первый план выходит проблема социальной стабильности в условиях ухудшающегося социально-экономического положения. С другой – залогом психологической стабильности является неизменный социокультурный фон, который обеспечивается функционированием различных соответствующих институций. Есть в этой культуртрегерской миссии в её самом мрачном варианте нечто от оркестра на «Титанике», но будем оптимистами.
Прошлой осенью в Самаре был создан Средневолжский филиал ГЦСИ, который разместится в здании фабрики-кухни завода имени Масленникова, построенном в 1930–1932 годах по проекту выдающегося московского архитектора Екатерины Максимовой и известном среди поклонников конструктивистской архитектуры, как «Серп и молот». Эта информация – не прозрачный намёк на возможную ревитализацию дома-«пули», а всего лишь очередной повод задуматься над соответствующими текущему моменту вариантами использования исторического архитектурного наследия. Несмотря на мозговые штурмы лета-осени минувшего года, проект создания творческого кластера на Новой ивановской мануфактуре так и не получил продолжения. Если бы не обилие собственных планов, и я мог бы включиться в обсуждение перспектив развития. Впрочем, прежде чем стать одной из резиденций ГЦСИ, Самара зарекомендовала себя как место проведения международного фестиваля современного искусства «Улица как музей – музей как улица». Пока Иваново не может претендовать на вступление в клуб филиалов ГЦСИ, но альтернативные варианты развития не только возможны, но и необходимы для поддержания ещё существующих форм творческой жизни.
Ко времени выхода этого номера журнала из печати в Кинешме должен будет пройти Межрегиональный форум «Культура и правосознание. Охрана культурного наследия». Меня пригласили спикером одной из секций. Доклад же мой будет посвящён роли охраны и использования архитектурного наследия в стратегии развития регионов ЦФО. В рамках предварительных консультаций речь шла и о том, что одна из функций приглашённых экспертов будет заключаться в ознакомлении собравшихся как с наиболее общими принципами охраны памятников истории и культуры, так и со специфическими проблемами градостроительства, реставрационной деятельности, реновации индустриальных пространств и восстановления усадебных комплексов. Это будет редкая возможность возникновения диалога между представителями административных структур и специалистами в области сохранения наследия.
Возвращаясь однажды домой из центра города, я обнаружил на улице Станко совершенно изумительный образец архитектурного безобразия: заложенная красным кирпичом и оштукатуренная лет 80 назад арка от ворот последней трети XIX века была обрамлена искусно воспроизводящей боковой скол кладкой из силикатного кирпича. Эстетический конфуз и культурологический апофеоз, да и только. Никакого не то что благоговения или пиетета перед аутентичной иваново-вознесенской древностью – понимания. Булгаковский профессор Преображенский при виде результата такого вандализма указал бы на то, что «разруха начинается в головах». А мне так и хочется написать, что ничего не меняется, что наступил очередной новый старый год. Впрочем, это не так. Даже, если 2015 год будет хуже ушедшего, всё равно он будет новым.