Последние
новости

Елена Шакуто: Город-порча vs город-суперавангард

Как видят ивановские деятели искусства бренд родного города
7 мин
27 октября, 2014
25 октября в Ивановской областной филармонии отметили День дизайнера. Программа мероприятия была довольно сумбурной: тут вам и мастер-классы по батику, и презентации глянцевых журналов с конкурсами, и модные дефиле, и, наконец, горячие дискуссии на тему облика Иванова. Собравшись за круглым (на самом деле нет) столом, ивановские дизайнеры, архитекторы, художники, фотографы, краеведы и писатели обсудили проблемы айдентики областного центра. Если по-русски – повспоминали и пофантазировали на тему, каким они видят современный бренд Иванова, которое в свое время как только не называли: и родина Первого совета (а еще – внезапно – родина Бабы-Яги), и Город невест, и Русский Манчестер, и даже студенческая столица Европы. Споры о том, какой же бренд закрепить за современным городом, неслучайны – от привлекательности бренда зависят объемы финансовых вливаний в сферу туризма, но на данный момент Иванову как будто нечего предложить взамен уже неактуальных брендов. Тупик?

Александр Белов, живописец, график, скульптор, идейный вдохновитель и организатор Союза независимых художников «АРС»:
- Иваново – это город zero, город парадоксов. Это город-пропасть. В свое время Иваново объявили третьей столицей пролетарского государства. Теперь столица канула в пропасть. У меня ощущение, что городом Иваново заправляют пришлые люди. Они используют его как трамплин и уходят делать карьеру дальше, выше. А само местное население практически ни в чем не участвует. Такого нет в соседних городах – Владимире, Ярославле, Костроме. Когда я смотрю на новый виток истории, я понимаю, что Энгельс нам не брат, по большому счету. Но Шереметев, граф, что он сделал для города? Только брал деньги с промышленников, которые развивали Иваново. Поэтому для меня бренд Иванова – «город несбывшихся надежд».

Валерий Бахарев, художник, писатель:
- Я поддерживаю предыдущий вариант. Или вот говорили, что Иваново – родина Бабы-Яги. А как вам «город красной Бабы-Яги»? Здесь есть рай и ад. Знаете, есть анекдот: обезьяне говорят, слева красивые, а справа умные. И она бегает туда-сюда, определиться не может. И здесь такая же ситуация.

Андрей Столяров, ландшафтный дизайнер:
- Иваново – некий гастрономический бренд, город майонеза и горчицы. Это фабричный город. Грустно, когда его называют городом zero. Поэтому для меня самый приемлемый бренд – город невест.

Владимир Язев, фотограф:
- Мне кажется, Россия – единственная страна, которая не гордится своим прошлым. После каждой революции менялась власть, и прошлое старались стереть. Я некоторое время жил в Америке (к этой стране сейчас относятся по-разному, но все-таки). Там помнят и чтут даже такие трагические моменты истории, как падение башен-близнецов 11 сентября. Я видел сувениры, посвященные этому событию, в американских магазинах. Что касается Иванова, на мой взгляд, самый значимый бренд города – это родина Первого совета. Расцвет Иванова пришелся на 20-30 годы прошлого века, они стали самыми яркими в истории города. События 1905 года, которые произошли в Иванове, перевернули страну. Этот уникальный бренд до сих пор жив, одни уникальные топонимические названия чего стоят.

Дмитрий Фалеев, писатель:
- Мне все время казалось, что Иваново на первый взгляд достаточно безликий город. Но внутри него ощущается нечто целостное. Например, я пару дней назад вернулся с одного писательского мероприятия в Подмосквье, нас там было из Иванова двое. И я понял, что ивановцы похожи – не внешне, а по манере поведения. Это сложно сформулировать. Что-то ивановское витает в воздухе, объединяющее нас. Я занимался этнографией, изучал цыганские народы, и заметил одну вещь: в соседних областях нет столько цыганских таборов, сколько у нас. Значит, есть в нас что-то такое, что их привлекает. Если говорить о современном бренде Иванова в двух словах, я бы назвал его «город-порча». Вот, например, приезжает человек на железнодорожный вокзал и видит перед собой памятник Генкиной – получается, лицо города. Он не знает, что это революционерка. Но понимает: «Не жди ничего хорошего».

Евгений Кисляков, дизайнер, график:
- Все говорят о мифологии. Нужно идти от идеи – и под нее подтягивать реальность. Несколько брендов можно обобщить – текстильный край, город невест, город дизайнеров – и от этой идеи выстраивать стратегию развития бренда. В двух словах этот бренд – город текстильного дизайна. Это песчинка, но она должна обрасти, чтобы превратиться в жемчужину. Для этого нужен позитив и творчество.

Александр Снитко, краевед, эксперт, архитектор:
- Наш город в начале двадцатого века динамично развивался. Он возникал на базе новой индустриальной идеологии, реализовывая ее в архитектуре и социальном устройстве. Он был в авангарде – значит, на передовой. За сто пятьдесят лет своей истории он не раз оказывался первым. Вспомним и первый совет, и ткачих-ударниц, и т.д. Поэтому бренд Иванова – город-суперавангард. И в архитектуре в том числе.

Владимир Демьяненко, председатель правления ивановского областного отделения Союза Дизайнеров России:
- Когда посмотришь на современную ивановскую архитектуру, то выражение лица становится кислым…

Дмитрий Фалеев:
- Когда говорят, что Иваново – это город-суперавангард, то имеют в виду, что скоро все города в России станут похожими на Иваново. И упадут за нами в эту дыру. За нами повалится Владивосток, Новосибирск, Калининград, зато мы первые. Мы не изменяем себе.

Александр Белов:
- Все революции и изменения происходят от «варягов», поэтому я настаиваю, что Иваново – город пришлых людей! У них есть свои идеи и знания, чтобы наладить здесь жизнь, и свой менталитет. Из истории мы знаем, как погибло великое государство Междуречье: когда просто пригласили мелиораторов из Египта.

Оксана Толстова, ландшафтный дизайнер:
- Я бы очень хотела, чтобы обновились городские парки, чтобы можно было там гулять с удовольствием. Чтобы они были более красивыми и зелеными. Но почему-то многие такие вещи мы не можем просто взять и сделать. Что касается бренда города, то нужен, конечно, позитив. Это город дизайнеров, город умных людей.

Александр Снитко:
- Это после Светы из Иванова?!

Валерий Бахарев:
- Безумный город.

Евгения Жарычева, преподаватель специальных дисциплин Ивановского художественного училища имени М.И. Малютина:
- Нужно искать бренд Иванова не в прошлом, а в будущем. По количеству вузов наш город – один из первых в стране. Здесь много студентов, в том числе и иногородних. Да, учатся здесь многие, а потом исчезают. Почему-то власть не думает над тем, как задержать молодежь здесь. Нужно привлекать инвестиции именно к таким предприятиям, где бы эта молодежь могла работать. Тогда город не будет старым и затухшим. Поэтому я выбираю бренд «город молодежи».

Владимир Демьяненко:
- Нам очень важно было собраться на профессиональном уровне и послушать друг друга в спокойной, неформальной обстановке. Мы выяснили, что современный бренд города очень многозначен, многогранен и пока что непредсказуем. В результате дискуссии все остались при своем мнении. Сейчас такое время, которое преподносит нам неправильные ориентиры, кругом много буффонады. Поэтому я все же считаю, что мы должны ориентироваться на позитивный бренд прежде всего.
1000inf.ru
27 апреля 2024
Все новости