Последние
новости

Анна Семенова: В ожидании

Бизнес-обзор. Июль
10 мин
05 августа, 2014
Нда, с утверждением, что лета не будет, я все-таки в прошлый раз поторопилась. Есть, есть оно: отпуска, затишье везде, кроме как на криминальном фронте (ну, это вполне традиционно для каникулярных периодов). И в то же время все более четким становится ощущение чего-то надвигающегося, непонятного, но тревожного. Если уж госслужащие, включая тех, кто занимает довольно высокие кресла, уже не стесняются говорить о проблемах с бюджетом и падении в экономике, то чего уж делать нам, простым смертным? Даже выборы губернатора, по большому счету, как-то отошли на задний план, перестали быть фактором неопределенности. А чего там, все уже понятно. Выдохнули – и надо готовиться к осени, хотя бы морально. Потому что предугадать, что же нас ждет хотя бы в ближайшие несколько месяцев, невозможно.

Волшебное слово «концессия»
В прошлом обзоре упоминалась инициатива нашего бывшего губернатора Михаила Меня по поводу фактической массовой приватизации предприятий коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ну да, конечно, речь шла о концессии, но сути дела это не меняет.
На федеральном уровне эта тема продолжения пока не получила, зато неожиданно возникла на региональном: в ходе очередного образцово-показательного общения врио губернатора Павла Конькова с экспертами и общественностью по поводу ЖКХ. Оказывается, в правительстве региона прорабатывается вопрос о создании регионального оператора в сфере водоснабжения. Проще говоря – объединение всех местных водоканалов в одну структуру. Озвучивал эту идею, как ни странно вице-губернатор Александр Фомин, который, помнится, в свою бытность мэром областного центра насмерть стоял, чтобы не отдать ивановскую «Ивгорэлектросеть» подобному «оператору» - ООО «БизнесПроект». Хотя мотивы объединения электросетей муниципального уровня в 2008-2009 годах были теми же: сокращение расходов на административный аппарат, введение единой схемы управления, расширение инвестиционных возможностей для мелких компаний за счет консолидированного оборота и прочее. И создавалось тогда областное предприятие, которое после ряда трансформаций благополучно превратилось в самую что ни на есть частную компанию.
Понятно, что с коммунальной инфраструктурой, особенно в районах, надо что-то делать, иначе через какое-то время там просто все сгниет. Но чтобы в десятый раз на одни и те же грабли – это уж как-то слишком (еще в роли «граблей», напомню, выступал «Энергострим», жаждавший получить в аренду ивановский «Водоканал», «Ивгортеплоэнерго» и ИГТСК, а уж в районах масса примеров, когда сети оказывались в частных руках, и теперь никто не знает, что с этим делать). Тем более что анонсированная еще в прошлом году концессия ТГК-6 и «Ивгортеплоэнерго» до сих пор осталась даже не на бумаге – ее просто нет. Возможно, не в последнюю очередь из-за того, что к 1,5 млрд рублей долгов «ИГТЭ» перед банками добавился почти миллиард – перед ивановским филиалом ТГК-6 за поставленную тепловую энергию. Как областной центр еще не остался без горячей воды – бог весть. Видимо, все-таки выборы сказываются.
К чему я это все? А к тому, что если кто-то еще ведется на рассказы, мол, ща мы тут все реорганизуем, и тарифы на коммуналку станут расти не такими темпами, а качество коммунальных услуг повысится, - то зря все это. Просто жилищно-коммунальная сфера – отрасль доходная, и никто, кроме муниципалитетов и государства, из нее добровольно еще не уходил. Так что следим внимательно за телодвижениями, а то еще, не ровен час, без воды и тепла останемся.

Лови момент
Пожалуй, единственным фактором стабильности, если говорить о федеральной составляющей, являются каникулы в Государственной думе. Вряд ли до сентября бизнес-сообщество ожидают какие-то кардинальные изменения правил игры – об этом можно говорить хотя бы потому, что ради принятия новых правил надо будет собирать разъехавшихся по крымам депутатов, что, конечно, возможно, но хлопотно. Тем более, что в федеральном правительстве пока (на момент сдачи номера в печать, разумеется) так и не определились, какие еще налоги навесить на бизнес и на граждан, чтобы хоть как-то заткнуть дыры в бюджете, становящиеся всё больше и больше. На 25 июля было известно о том, что рассматриваются варианты введения налога с продаж, повышения НДФЛ и НДС. Все это, конечно, не радует, но, по большому счету, не так уж важно по сравнению с уже принятым решением о введении с 2015 года налога на недвижимость, который будет распространяться и на субъекты малого и среднего бизнеса, находящиеся на специальных режимах налогообложения. Впрочем, об этом я уже упоминала в обзоре несколько месяцев назад. Единственное, что сдвинулось в ситуации с новым налогом, – это то, что на областном уровне начали обсуждать еще даже не ставки – категории объектов недвижимости, которые будут подпадать под новый налог.
Судя по информации, которая прозвучала на заседании координационного совета по малому и среднему предпринимательству 23 июля, пока областная власть настроена по отношению к бизнесу более или менее лояльно: предполагается, что налог на недвижимость исходя из кадастровой оценки этой недвижимости будет применяться только к административно-деловым комплексам и торговым центрам общей площадью более 5 тысяч кв. метров. (Напомню, что именно величина кадастровой оценки объектов недвижимости и стала самым пугающим фактором, так как она в большинстве случаев превышает реальную рыночную стоимость в 5, 7, а то и в 10 раз, оспорить ее в суде невозможно, поскольку на данный момент она не применяется для целей налогообложения, в досудебном порядке – тоже невозможно, потому что это надо было делать в течение 6 месяцев после ее утверждения правительством области, и все сроки вышли в конце 2012-наячале 2013 года.) Таких больших зданий в регионе немного – по словам врио губернатора Павла Конькова, 3-5 объектов (даже если глава региона утрирует, то все равно таковых наберется лишь около десятка). Но (внимание!) это еще не окончательное решение, а лишь промежуточное, которое сейчас рассматривается рабочей группой. То есть в любой момент оно может измениться, и планка снизится до 2-3 тысяч кв. метров. В этом случае под новый налог подпадет гораздо больше объектов, и денег в региональный бюджет поступит заметно больше. А пополнение бюджета является пунктиком для власти, которая берет на себя (вынужденно или по доброй воле) все больше социальных обязательств.
На сегодняшний день, пожалуй, самое важное для той части бизнес-сообщества, которая пытается хоть как-то влиять на решения, принимаемые властью, - это не упустить тот момент, после которого решения уже нельзя будет изменить. То есть момент утверждения параметров бюджета будущего года. Помните любимую песню уважаемого всеми Александра Павловича Грузнова, который, конечно, уже не руководит департаментом финансов, но принципиальные подходы которого по-прежнему рулят в здании на ул. Красной Армии (по крайней мере, так происходит на взгляд стороннего наблюдателя)? Бюджет сверстан, эти доходы в него уже заложены, расходы запланированы – чем будем компенсировать недополученные доходы? И все, вопрос снимается с повестки дня. И никакие разговоры о том, что снижение налогов приводит к увеличению их собираемости, о необходимости активизировать работу по борьбе с теми, кто занимается предпринимательской деятельностью без регистрации, ни к чему не приводят.
Кстати, о нелегальном бизнесе. Региональное отделение ОПОРЫ пытается продавить тему борьбы с ним уже больше года. Понятно, что тем, кто на виду у всех налоговых и надзорных органов, обидно, что рядом работают нелегалы, а к ним никто не приходит (ну разве что «крыша», но расходы на нее, очевидно, меньше, чем расходы на налоги, лицензии, сертификацию и прочее). Но, судя по отсутствию энтузиазма у представителей налоговой службы и полиции, которые принимали участие в обсуждении этого вопроса на том же заседании координационного совета по малому бизнесу, ничего в этом плане не изменится. Неоднократно проверено: если чиновник или силовик начинает объяснять свои действия или бездействие множеством нормативных документов, законов, инструкций и т.д., значит, он и не будет пытаться найти конструктивное решение. Ему удобнее так: сидеть в своем окопе и не предпринимать лишних телодвижений. Все это очень похоже на ситуацию, когда осенью прошлого года те же предприниматели жаловались Конькову на завышенную стоимость техприсоединения к газовым сетям. И вроде бы со стороны областной власти было сделано все, что возможно в рамках ее полномочий. И вроде с газовиками совещались, и какие-то документы принимали. А что в итоге? А в итоге ФСТ все-таки разработало свою методику расчета стоимости работ на газовых сетях. Но к снижению расходов бизнеса на техприсоединение к сетям газоснабжения это не привело, поскольку все расчеты делаются исходя из расценок, установленных организацией, аффилированной с «Газпромом» - как это и было раньше. Все, приплыли, круг замкнулся. А ведь ходили по нему с ноября прошлого года…
26 апреля 2024
Все новости