Последние
новости

Анна Семенова: Изменения от бессилия

Немного об изменениях, внесенных в правила благоустройства г. Иваново
12 мин
09 июля, 2014
Немного об изменениях, внесенных в правила благоустройства г. Иваново

Депутаты Ивановской городской думы после пленарного заседания 2 июля с чувством перевыполненного долга разошлись на каникулы. А ивановцам теперь придется как-то жить с тем, что они напринимали на этом самом заседании. Конечно, до своих коллег из Государственной думы нашим депутатам далеко: те умудрились перед каникулами накарабасить такого, что теперь непонятно, что с этим делать. Но попытки абстрагироваться от какого бы то ни было здравого смысла ивановским народным избранникам тоже вполне удались.
Взять хотя бы свежепринятые изменения и дополнения в правила благоустройства г. Иванова. Здесь внимания достойны два больших блока: один связан с вывозом отходов, а другой – с информационными конструкциями. Конечно, там есть еще всякие подробности про палисадники, за что могу от себя лично сказать депутатам и персонально председателю комитета по городскому хозяйству Игорю Шипкову большое спасибо: они не постеснялись использовать разумный и логичный документ, принятый два года назад Тверской городской думой. Хотя поискать его поленились, предоставив эту почетную миссию самим утопающим, то есть гражданам, напрямую заинтересованным в сохранении своих палисадников. Вот граждане и подсуетились. Ну и славно.
Информационные конструкции пока оставим в покое – изменения правил игры в этой сфере достойны отдельной статьи, поскольку, похоже, 90 % магазинов в Иванове придется быстренько менять свои вывески. А вот, пардон за яркий образ, в отходах мы здесь поковыряемся поподробнее. Тем более, что городские власти в лице начальника управления ЖКХ Евгения Бадигина в последнее время яростно пиарят эти изменения как высшее достижение в праведной борьбе с недобросовестными управляющими компаниями. И, похоже, не понимают, к чему эти достижения могут привести на практике, которая, как обычно, сильно отличается от той теории, которая наличествует в головах у чиновников.

Благими намерениями
Главный аргумент, который приводят представители мэрии, - это необходимость навести порядок в сфере вывоза отходов из дворов многоквартирных домов. Ну и из частного сектора, до кучи. Проблема серьезная, кто бы спорил. Только пути решения этой проблемы вызывают большие сомнения с точки зрения реализации.
Итак, что мы имеем сейчас? Вся ответственность за то, что происходит на контейнерных площадках, возложена на управляющие организации. Под этим термином подразумеваются и УК, и ТСЖ/ЖСК (хотя тот же Евгений Бадигин акцентирует внимание именно на УК как на средоточии мирового зла). Управляющие организации обязаны следить за чистотой на самой контейнерной площадке, обеспечивать своевременный вывоз контейнеров и бункеров по мере их наполнения, убирать территорию в радиусе 5 метров вокруг контейнерных площадок, вовремя вывозить обрезанные ветки деревьев и прочая, и прочая. Если абстрагироваться от нынешних экономических и законодательных реалий, то ничего особенного в этих требованиях нет, они находятся в рамках элементарного здравого смысла. Но…
Начнем с того, что вопреки какому-либо здравому смыслу в Иванове придомовая территория большинства многоквартирных домов нарезана на расстоянии 6 м от отмостки. То есть основная часть контейнерных площадок стоят на муниципальной земле. Те же самые УК и ТСЖ уже задались вопросом: а с какого перепугу мы должны убирать муниципальную территорию, тем более, что за это никто платить не будет? Уже несколько «управляшек», насколько мне известно, намерены оспаривать пункт об уборке 5-метровой территории вокруг контейнерной площадки в суде. А поскольку опыт по оспариванию нормативных актов в УК уже есть (чего стоит только отмена постановления правительства области о введении норматива на ОДН по электроэнергии), спрогнозировать, на чью сторону встанет суд, сейчас вряд ли возможно. Второй момент – чисто экономический. Все требования к УК были бы хороши в период до 2008 года, когда в сфере ЖКХ безраздельно властвовали муниципальные предприятия. Потребовали городские власти больше функций выполнять – пожалуйста, только вы еще субсидию нам подкиньте. И мы все будем показывать обалденные убытки – нам все равно, свою зарплату мы получим, а 20 % от прибыли в муниципальный бюджет отчислять не будем. А сейчас у нас сплошной Жилищный кодекс и рыночные отношения, а управляющие компании и ТСЖ – вполне себе коммерческие организации. И эти коммерческие организации заключают с собственниками дома договор, в котором, в частности, прописана стоимость услуг – и по вывозу ТБО, и по уборке двора, и т.д. Не нравятся эти тарифы – не заключай договор. А уж если заключил, то будь любезен выполнять.
И вот заключила УК оговор, по которому она в 2014 году должна, скажем, вывозить мусор из контейнеров 4 раза в неделю, а жители ей платят, скажем, по 5 рублей с квадратного метра площади (цифры условные, разумеется). И вдруг в середине года выясняется, что за те же 5 рублей УК обязана вывозить мусор каждый день (и соответственно платить больше мусоровывозящей организации), да еще и оказывать дополнительные услуги. Поднять тарифы УК не может – Жилищный кодекс не позволяет. Выполнять работу за свой счет – с какого перепугу? Единственная статья, за счет которой можно оплачивать более интенсивный вывоз мусора – это содержание и текущий ремонт жилья. А это значит, что на ту сумму, на которую больше вывезут мусора, меньше сделают ремонтов.
Евгений Вячеславович заявил депутатам гордумы, что управляющие компании не смогут переложить на жителей дополнительные расходы, а также штрафы, которые на них намерено накладывать управление ЖКХ. Еще как смогут. Евгений Вячеславович, хотите расскажу как? Да просто включат эти штрафы в статью «управление» на следующий год, да еще и с запасом. Про допрасходы уже было сказано выше. Не смешите людей: ни одна коммерческая структура не будет работать за просто так, потому что ей в управлении ЖКХ так сказали. Жители будут платить больше за то, что вы переложили всю ответственность на УК, даже не попытавшись перед этим решить несколько базовых проблем, приводящих к образованию мусорных гор во дворах.
Первая из этих проблем – отсутствие нормативов на образование ТБО. Помните, когда-то муниципалитет устанавливал расценки на вывоз ТБО из многоквартирных домов. Как вы думаете, откуда брались эти расценки? Исходя из нормативов. И эти нормативы в Иванове действовали с 2006 по 2009 год. Сейчас их нет, более того, эти нормативы отменены и на федеральном уровне. То есть за что мы платим, непонятно. А по мнению некоторых специалистов, фактическое накопление отходов в многоквартирном доме выше нормативного процентов на 40. То есть даже если в контейнерах не будет мусора из окрестных магазинов и частного сектора, расходы на вывоз все равно будут выше платы жителей за эту услугу. Каким образом она будет компенсироваться? Правильно, за счет других услуг УК или ТСЖ.
Вторая проблема – сброс отходов юридических лиц в контейнеры жителей. Как величайшее достижение в борьбе с этим явлением Евгений Бадигин преподносит требование о запрете бесконтейнерного вывоза мусора из помещений юрлиц и ИП. Прекрасно: раньше у них были «пустые» договоры на вывоз мусора, теперь к этим договорам прибавятся пустые контейнеры, запертые на замок. Зачем платить за реальный вывоз, если можно не платить? А мусор будет по-прежнему сбрасываться в мусоросборники жилых домов. И за его вывоз будут платить жители.

Песнь о строительном мусоре
Еще одна тема – строительный мусор, который, по идее, должен за свой счет вывозить тот, кто его произвел. То есть житель или ИП или юрлицо, который делает у себя ремонт. Много вы видели тех, кто соблюдает это требование? Судя по навалам строительного мусора на контейнерных площадках, немного. Теперь за эти навалы будут штрафовать… управляющие компании. Которые, как выясняется из комментариев того же Евгения Бадигина, должны вести с жителями разъяснительную работу. Дескать, нехорошо гадить, граждане, платите денежки и вывозите сами. Ставлю свою зарплату за полгода против шоколадки, что уважаемые граждане в лучшем случае покивают в ответ, и немедленно вынесут битый кирпич и кафель на контейнерную площадку, свою или в соседний двор. УК заплатит штраф и переложит эти расходы на жителей. Или поставит около каждой помойке по охраннику и видеокамеру и потом будет подавать бесконечные заявления в УМВД о привлечении нарушителей к ответственности. А расходы за все это опять же повесит на граждан. Ура, товарищи. Еще одну проблему решили.

Мой дом – моя помойка
И, наконец, второй по значимости враг (после УК) – это жители частного сектора, которые в массовом порядке тащат свои мешки с мусором к многоквартирным домам. Да, тащат. И будут тащить, пока им не предложат приемлемый вариант утилизации отходов и жесткие меры ответственности за нарушение требований тех же правил благоустройства. Что происходит сегодня? Контейнерных площадок в частном секторе нет, обязать жителей заключать договоры на вывоз мусора мэрия якобы не может. Якобы – потому что этой проблемы нет в других городах. Но, видимо, изучить их опыт – задача не из легких. Даже если владелец частного дома заключил договор с МУП САЖХ, то его мусор будут забирать раз в неделю (сколько радости доставляет этот график летом, можете себе представить). Теперь жителей частных домов обязали иметь на своем участке бак для мусора. Чиновники считают, что имеют право проверять его наличие. Наивные – я, например, без постановления суда ни их, ни участкового уполномоченного к себе на участок не пущу. Хотя договор с тем же САЖХ у меня аж с 2004 года. Просто не вижу необходимости. А те, кто действительно таскает свой мусор к многоквартирным домам, тем более не пустят. И будут правы. То есть вся схема, предложенная в поправках к правилам благоустройства для частного сектора, абсолютно нерабочая, как и в случае с юрлицами. Зато сколько шума и пафоса – мы наводим в городе порядок…

***
Среднестатистический чиновник на этом месте должен сказать: ну и какого черта ты только критикуешь? Если такая умная, предлагай решение проблем. А то ругаться все горазды. Отвечаю: публично – не буду, хотя по части этих вопросов у меня есть что предложить. Просто потому что чиновникам за решение этих проблем деньги платят. Вот пусть и работают. А с меня хватит и того, что я решила свою проблему с палисадником, который мне управление архитектуры и градостроительства не дало выкупить в прошлом году. Говорят, все эти «хитроумные» схемы, которые на практике окажутся нерабочими, предложила одна молодая дама, не так давно начавшая работать в управлении благоустройства.
Говорят, что она из Перми, где проработала, по ее же выражению «много лет на помойках», и что она обещала легко и просто решить проблему с отходами в Иванове. Похоже, Пермь и Иваново очень сильно отличаются.
В общем, очередная видимость бурной деятельности на благо населения, которая приведет только к росту финансовой нагрузки на это самое население. Причем, судя по репликам на пленарном заседании гордумы, замглавы администрации г. Иванова Дмитрий Кудров (курирующий деятельность управления ЖКХ) все-таки отдает себе отчет в том, что принятый документ изобилует даже не дырами, а дырищами. Он заявил, что нужно скорее принять поправки и начать по ним работать, а если будет надо, то позже примут новые. Метод проб и ошибок – за муниципальный счет.
1000inf.ru
28 марта 2024
Все новости