Анна Семенова
Тема точечной застройки продолжает оставаться актуальной для областного центра. Этому способствует и активизация строительных работ, связанная с началом строительного сезона, и завершение судебного разбирательства по поводу одного из самых одиозных участков – на углу проспекта Шереметевского и улицы Громобоя, напротив Красной церкви. Все более бурная реакция ивановцев на любой строительный забор делает эту тему одной из самых топовых и в политическом плане: наверняка только самые ленивые не будут ее использовать в ходе и предстоящих в этом году губернаторских выборов, и выборов в Ивановскую городскую думу в следующем году.
Можно ли обойтись в областном центре без точечной застройки, раз она так раздражает горожан (а точнее, электорат)? Вряд ли – и об этом говорят даже ярые противники застройки каждого свободного пятачка площадью больше 300 кв. метров. А вот пройдена ли точка невозврата, возможно ли вернуть доверие к властям, столь основательно подорванное громкими скандалами, - большой вопрос.
Александр Кузьмичев глава администрации г. Иваново
В СМИ озвучивалась информация, что в 2013 году под точечную нежилую застройку в Иванове было выделено порядка 140 участков. Как вы прокомментируете эту информацию? Соответствует ли это действительности? С чем связано такое массовое выделение участков?
Приведенная информация о количестве и качестве предоставленных земельных участков не соответствует действительности. Во-первых, в 2013 году для целей строительства нежилых объектов в городе предоставлено 105 земельных участков, что практически в 1,5 раза меньше объявленной цифры.
Во-вторых, значительная часть этих земельных участков предоставлялась не под строительство коммерческой недвижимости. В частности, 34 участка предоставлены для строительства линейных объектов инженерно-технического обеспечения и развития дорожно-транспортной сети, 2 участка для строительства детских садов.
В-третьих, говорить о том, что в 2013 году выделение земельных участков носило «массовый» характер в принципе неверно. В 2012 году для аналогичных целей на территории города Иванова предоставлено 99 земельных участков, в 2011 году – 86 земельных участков. Безусловно, рост показателя прослеживается, однако имеющий место шестипроцентный прирост в 2013 году по отношению к предшествующему году никак не может рассматриваться в качестве «массового».
Почему застройщикам отдают скверы и придомовые территории, а не предлагают расселять кварталы ветхой застройки?
Во-первых, в части вопроса о скверах и придомовых территориях необходимо прояснить следующее. В большинстве случаев, когда на предоставленном земельном участке имеются многолетние зеленые насаждения, в средствах массовой информации в последнее время принято называть такую территорию «сквер», которым она не является.
Формирование и предоставление земельных участков для строительства проводится из земель, не обремененных правами третьих лиц и пригодных для застройки в соответствии с документами территориального планирования. Таким образом, придомовая территория (т.е. земельный участок под многоквартирным жилым домом, поставленный на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, расположенный в рекреационной территориальной зоне) не может быть предоставлена под застройку в принципе.
Администрация города Иванова полностью поддерживает мнение относительно необходимости не только максимально возможного сохранения объектов озеленения города, но и увеличения эффективности использования рекреационных территорий. В частности, в 2012 и 2013 годах решениями Ивановской городской думы присвоены статус и наименования 19 скверам, 3 аллеям и набережной. И работа в указанном направлении продолжается. Но необходимо помнить, что рекреационные территории должны соответствовать высокому уровню современного благоустройства.
Во-вторых, в отношении комплексной застройки у администрации города существует четкая позиция, которая заключается в следующем. В целом, администрация отдает приоритет комплексной застройке свободных земельных участков, но и развитие застроенных территорий не остается без внимания. Любой застройщик вправе за счет собственных средств осуществить расселение морально устаревшего жилого объекта, после чего осуществить проектирование и строительство на освободившемся участке. Такой подход всегда находит поддержку в администрации города.
Кроме того, в настоящее время администрация ведет разработку мероприятий направления «комплексное развитие застроенных территорий», предусмотренного статьями 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ, что позволит повысить инвестиционную привлекательность указанного подхода для потенциальных застройщиков.
ТРК «БАРС» рассказала, что под самыми скандальными разрешениями на застройку стоят подписи задержанного Александра Матвеева, а не ваша. Почему?
Подобный анализ администрацией города не проводился. Александр Валерьевич Матвеев неоднократно исполнял обязанности в период отпуска главы администрации города Иванова. В указанный период документация выпускалась за подписью исполняющего обязанности главы администрации города Иванова.
С учетом общих положений уголовного и уголовно-процессуального права предлагаем предоставить рассмотрение данного вопроса уполномоченным органам с соответствующей компетенцией.
Неоднократно озвучивалась информация о том, что точечной застройкой занимаются депутаты Ивгордумы разных созывов. Это действительно так? Кто еще ведет точечную застройку в Иванове?
При формировании и последующем предоставлении земельного участка администрация города должна руководствоваться прежде всего положениями нормативно-правовых актов, действующих на территории областного центра. Это как нормативно-правовые акты федерального уровня – Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, так и нормативно-правовые акты органа местного самоуправления – Генеральный план города Иванова, Правила землепользования и застройки города Иванова и другие. Ни один из перечисленных правовых источников не содержит положений, предусматривающих персонифицированный подход при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков. Поэтому говорить о том, что земельный участки выделяются депутатам Ивановской городской думы только потому, что они депутаты, нельзя.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе о «точечной» застройке. Вообще-то действующее законодательство не содержит такого определения, как «точечная застройка». Поэтому каждый рассуждающий на эту тему вкладывает в это понятие собственный смысл. Как следствие на обывательском уровне возникает путаница, благодаря которой любое строительство за исключением комплексного освоения земельных участков воспринимается как «точечное». Негативное содержание данного понятия порождает негативное отношение к строительству в принципе.
В сложившейся ситуации необходимо помнить, что строительство в условиях плотной городской застройки осуществлялось всегда. Новое строительство нежилых объектов – это повышение уровня благоустройства, совершенствование архитектурной среды, создание рабочих мест, развитие бизнеса, увеличение количества собираемых налогов. Говорить о развитии города без развития строительной отрасли немыслимо.
Конечно, есть ряд земельных участков, которые можно было бы охарактеризовать как «спорные» с точки зрения целесообразности их застройки. Таким случаям уделяется особое внимание. Но в целом строительное развитие города должно и будет осуществляться. Безусловно, любое строительство обязано проводиться при условии соблюдения технических регламентов и нормативов, что гарантирует соблюдение прав и законных интересов горожан.
В целом администрация всегда открыта для диалога с жителями города и общественностью, в том числе по вопросам дальнейшего развития архитектурной среды города.
Точечная. Спорная. Необходимая?
Александр Кузьмичев про точечную застройку