Последние
новости

Почему никто не будет знать, кто, что и где строит

Секреты ивановских строек-2
11 мин
03 апреля, 2014
После душераздирающей информации о том, сколько участков в Иванове было предоставлено за последние годы под застройку (по одной версии – 140, но есть и другие версии), совершенно логичным было бы задаться вопросами, проводились ли аукционы по предоставлению этих участков, а также насколько доступна для жителей города информация о том, кто, что и где планирует построить. Если кто не понял – эта информация полезна, как минимум, для жителей домов, соседствующих с участком, предполагаемым к застройке. А вдруг они против? Если вовремя узнать о планах застройщика, глядишь, и можно еще на что-то повлиять, как-то скорректировать эти планы, прийти к разумному компромиссу (это при условии, что се заинтересованные стороны разумом обладают). И примеры подобных корректировок уже есть: достаточно вспомнить, как жители Московских домов заставили власти отказаться от намерений отдать под застройку участок с зелеными насаждениями напротив бывшего «Точприбора». А что получается, когда жители начинают возмущаться, только когда рабочие начинают сносить деревья и устанавливать заборы, все тоже прекрасно знают – история со строительством, пардон за тавтологию, на проспекте Строителей еще не успела выветриться из памяти.
В представлении тех, кому не приходится ежедневно сталкиваться со всеми этими земельными и строительными вопросами, довольно глубоко укоренились два представления. Во-первых, все участки (за исключением, скажем, участков под гаражи и частные дома) должны выделяться по итогам аукционов. А во-вторых, все постановления, касающиеся выделения участков, должны где-то официально публиковаться. Как выяснилось из официального ответа ивановской мэрии на запрос «1000 экз.», это совсем не так. А поскольку официальные ответы чиновников периодически излагаются таким языком, что в нем понятны только союзы и предлоги, мы взяли на себя смелость перевести эти ответы с чиновничьего на русский.

Первая часть мерлезонского балета: почему без торгов?

Из официального ответа администрации г. Иваново:
«Порядок предоставления земельных участков для строительства регламентируется статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации и порядком предоставления земельных участков для строительства на территории города Иванова, утвержденным решением Ивановского городской Думы от 10.08.2010 № 83 (далее – Порядок).
Предоставление земельных участков в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется на основании статьи 2 вышеуказанного Порядка.
Согласно пункту 2.1 статьи 8 Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694 (далее – Правила), предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев предоставления земельных участков в рамках договора о развитии застроенной территории.
Предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта регламентировано статьей 3 Порядка.
В 2012 году регламентированы муниципальные услуги, связанные с выделением земельных участков для строительства на территории города Иванова:
1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержден постановлением Администрации города Иванова от 06.12.2012 № 2782.
2. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, утвержден постановлением Администрации города Иванова от 13.12.2012 № 2848.
3. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, утвержден постановлением Администрации города Иванова от 06.12.2012 № 2781.
Пунктом 3 указанных регламентов определены состав, последовательность и сроки оказания муниципальной услуги».


А теперь по-русски:
Земельный кодекс РФ предусматривает два варианта выделения земельных участков под строительство коммерческих объектов (в данном случае жилищное строительство, индивидуальные жилые дома, объекты культа и т.д. в расчет брать не будем, там свои нюансы) - в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта и в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Так вот, если участок предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта, то тогда все заботы по формированию земельного участка (подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, межевание, постановку на кадастровый учет и прочее) должен взять на себя муниципалитет (ну или область – если земля в областной собственности). А дальше надо провести торги, определить победителя… Хлопотно все это.
А вот второй вариант – предоставление в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта – гораздо проще для чиновников. Застройщик присматривает себе участок, подает заявку в администрацию, потом происходит ряд процедур, описание которых которые в данном случае не слишком важно. Зато после того как администрация издаст постановление о предварительном согласовании места размещения объекта застройщик обеспечивает за свой счет проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, постановку на государственный кадастровый учет и многое другое. И аукционов никаких не надо. Правда, таким образом землю можно получить только в аренду – но это тоже не проблема. После возведения объекта и его регистрации можно выкупить участок под объектом.
Видимо, именно поэтому подавляющее большинство участков под строительство коммерческих объектов и распределяется не по итогам торгов, а «с предварительным согласованием места размещения объекта». Застройщику выгодно отсутствие конкурентов: на торгах участок никто не перехватит и искусственно завышать цену не будет. Чиновникам тоже выгодно: не надо делать лишних телодвижений по оформлению бумаг и проведению торгов. А то, что деньги в бюджет не поступают – так эти средства заранее и не планировались.

Вторая часть мерлезонского балета: почему о выделении многих участков жители не могут узнать заранее?

Из официального ответа администрации г. Иваново:
В соответствии с пунктами 10, 11 решения Ивановской городской Думы от 10.08.2010 N 83 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для строительства на территории города Иванова и положения о комиссии по землепользованию и застройке в новой редакции" и пунктом 3.2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства", утвержденного постановлением Администрации города Иванова от 06.12.2012 N 2781, Глава Администрации города Иванова по вопросу предоставления земельного участка для строительства издает постановление Администрации города Иванова.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Порядок опубликования официальной информации о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован Положением об опубликовании официальной информации о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и для целей, не связанных со строительством, утвержденном постановлением Главы города Иванова от 11.02.2008 N 271 (далее - Положение).
В пункте 8 Положения установлено, что информация о предоставлении земельного участка публикуется в официальных печатных средствах массовой информации органов местного самоуправления города Иванова.
 В свою очередь официальные источники опубликования муниципальных правовых актов города Иванова определены в статье 11 Устава города Иванова.
Так, официальная информация по вопросу выделения земельных участков под строительство подлежит обязательному опубликованию в газете «Рабочий край».
Как следует из положений статьи 38 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
Поскольку постановление о предоставлении земельного участка под строительство носит индивидуальный характер и содержит информацию о заявителе, в том числе его персональные данные, отсутствует возможность обеспечения к нему свободного доступа для ознакомления, в том числе и средствам массовой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Кроме того, в статье 7 вышеуказанного закона установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа. Из чего следует, что в случае, если запрашиваемая информация содержит любые сведения прямо или косвенно относящиеся к третьим лицам, то в предоставлении такой информации должно быть отказано. Данный вывод подтверждается также конституционным принципом ограничения права на получение гражданином информации относительно частной жизни иного лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).


А теперь по-русски:
Публикации подлежат далеко не все постановления о выделении земельных участков (по крайней мере, так считают юристы мэрии). Обязательно публикуются только те постановления, которые связаны с проведением публичных слушаний. Скажем, решил застройщик забабахать здание побольше и застроить весь участок. Это не соответствует регламентам, установленным правилами землепользования и застройки – а значит, нужно проводить публичные слушания. Или решил он построить объект, относящийся к условно разрешенным видам использования в данной зоне – и опять публичные слушания. Информацию о них и постановления, которые мэрия принимает по их итогам, можно найти на официальном сайте администрации г. Иваново и в «Рабочем крае».
А вот если все везде всему соответствует, то никакие постановления о выделении земельного участка публиковаться не будут – потому что там есть персональные данные заявителя (застройщика). Будет только малюсенькое (в три-четыре строчки) сообщение о возможном или предстоящем предоставлении этого участка и только в «Рабочем крае». Аминь.
1000inf.ru
24 апреля 2024
Все новости