Наверх

Ответ alconews.ru на статью «Частника» «Здравствуй, водка, Новый год!»

21.12.2009
Новой алкогольной норме посвятила большую статью пресса города невест. Самая интересная статья — «Здравствуй, водка, Новый год!».
Цель статьи – доказать и убедить, что «с нового года дешевая водка исчезнет с полок магазинов, дорогая станет еще дороже, потребление технических спиртов и всевозможных алкогольных суррогатов возрастет, а легальный алкогольный рынок потеряет обороты».
«Воду» опускаем.
Цитируем картину «ивановской алкогольно — привольной жизни»: «Дешевая водка (так мы будем условно называть ту, которая стоит сегодня дешевле указанных 90 рублей) составляет значительную долю рынка. По данным генерального директора ООО «Гармония» Владимира Князева, это 20?25% продаж. А директор ивановского филиала ООО «Кузнецкий мост» Владимир Яровой полагает, что на ее долю может приходиться до 50% водочного рынка. Неудивительно, что после исчезновения данного ценового сегмента абсолютно все участники рынка ждут заметного падения продаж в 1?м квартале будущего года».
Вот удивительно – почему это, если ты раньше торговал легальной водкой по 90 руб. и выше, то должен ждать заметного снижения продаж? Да, обычно розничные продажи января уже на 40% ниже декабрьских, но это планируемое розницей падение. Не надо списывать его на введение минимальной цены. И если вышеперечисленные магазины под давлением местных чиновников перестанут торговать нелегальной водкой, а начнут продавать дешевую водку своих заводов в области по 89 руб., так ничего страшного и не произойдет.
Далее: «Однако никто не ожидает, что потребители дешевого алкоголя перестанут пить. Речь, конечно же, идет о том, что значительная часть тех, кто пил дешевую водку, переключится на столь же дешевые суррогаты алкоголя, щедро представленные у нас техническими спиртами, самогоном и спиртосодержащими лекарственными средствами. Владимир Яровой уверен, что так поступят не менее половины тех, кто останется без привычных напитков. «Те, кто торговал легально, так и будут действовать дальше, поскольку не захотят лишиться лицензии, а те, кто продавал фальсификат, продолжат этим заниматься, — рассуждает Князев. — Но при этом у них вырастут риски, а значит, увеличится цена. Получается, что нелегальные производители станут зарабатывать больше. По его мнению, предложенная мера даст результат лишь в том случае, если будет сопровождаться комплексом мер, направленных на наведение порядка в сфере аптечной торговли и оборота технических спиртов».
Не очень логично: если растут риски, то лишь потому, что растут коррупционные выплаты, так что необязательно должны больше зарабатывать нелегальные производители – больший заработок будет у контролирующей коррупционной системы. Но мы как раз в этом случае рассчитываем на «интерес» местным чиновников (их сверху прижимают), у которых появляется возможность наращивать производство и продажи местной собственной легальной дешевой водки (а это не только деньги в бюджет, это рабочие места и прочая инфраструктура). С региональными анклавами по производству нелегальной водки (куда даже попали и Московская, и Ленинградская области) государство хочет руками регионов— потребителей. И это может получиться. Маргиналы спокойно перейдут на самогон.
Но чего можно ждать от ситуации — может быть искусственно спровоцирована волна отравлений суррогатами. Эта акция вполне может быть проведена производителями нелегальной водки, но мы считаем, что их достаточно контролируют наши спецслужбы (поэтому вы не вспомните факта производства низко качественной нелегальной водки), чтобы допустить нечто подобное. А вот партию отравленных ССЖ по регионам разбросать – это возможно, чтобы дискредитировать введение минимальной цены и восстановить «доброе имя» качественной и доступной нелегальной заводской водки.
В то же время мы бы считали вполне нормальным сохранить дешевую торговлю аптечных настоек типа «Боярышника» (пусть кто может — перейдет на легальную водку, кто не может – пьет аптечные настойки, и ничего в этом страшного нет). Зато мы получим истинную картину нашего алкогольного рынка. Пусть эти настойки станут водкой для бедных на какое-то время, а не допустить на этот рынок бывших производителей нелегальной водки – уже дело государства.
Своеобразный взгляд у ивановцев на систему «акцизных складов» и ЕГАИС: «По-видимому, федеральный центр больше беспокоился о недополученных акцизах, в связи с чем, и решил отсечь от рынка тех, кто их предположительно не платит. По этому поводу Наталья Кирюшкина напоминает, что нынешний механизм ухода от акцизов породило само государство. «Раньше существовали акцизные склады, которые позволяли весьма эффективно контролировать движение алкоголя в оптовом звене, — говорит она. — Эту систему надо было развивать, совершенствовать и доводить до розничного звена, но вместо этого ее вообще ликвидировали. В результате сегодня те данные, которые предоставляют производители алкоголя, расходятся с теми, которые декларирует розничная торговля, поскольку нет никакой единой системы контроля. Такой системой, по ее мнению, могла бы стать система ЕГАИС».
Хотелось бы напомнить уважаемым ивановцам, что акцизные склады Ивановской области (как и в каждом регионе России) в течение 4 лет активно легализовывали всю нелегальную водку России, поскольку легальное производство с 2002 по 2005 находилось на уровне 133 – 138 млн дал – сегодня бы это за счастье, конечно. Но ведь туда входит и полулегальная схемная водка тоже значительной части заводов.
Кто спорит, что хорошо бы было, если бы была у нас сегодня система ЕГАИС от производителя до дальнего сельпо в Мухосранском районе.
И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться: «Ведущие ивановские поставщики алкоголя сходятся на том, что далеко не всякая дешевая водка произведена с нарушением закона. По их мнению, по выходу с завода легально произведенная водка может стоить 55?60 рублей. Расчеты разные, все зависит от рентабельности производства и его самостоятельности, — говорит Владимир Яровой. — Если у предприятия есть собственное стекольное производство, своя типография и т. д., то ему проще. Он считает, что такую водку вполне можно пить и ею никто не травится, хотя и соглашается, что в целом ее качество несколько уступает более дорогим сортам. По его мнению, подобная дешевая водка будет стоить в магазине в районе 80 рублей. Получается, что предложенная государством минимальная цена несколько завышена. И это чревато ростом цен на водку в целом».
«Танцуем» от ивановских данных (там, видимо, у каждого производителя водки есть собственное стекольное производство и типография; так сразу и не припомнишь всех, у кого есть свое стекольной производство и типография – у «Оста», вроде было, у «Веды» стекло…): 80 руб. в магазине на полке; 60 руб. с завода; государству отдай и не греши 55 руб. с 1 января 2009 г.; в остатке 5 руб. с бутылки на производство, комплектацию, зарплату и прочие накладные расходы. Может и можно, но очень трудно влезть в эту сумму… Пусть ивановцы попробуют.
И еще один «перл» (там много всего): «Водку сливают — брызги летят. Что интересно, постепенное перемещение потребителя в направлении более качественной продукции происходило в последние полгода само собой, без размахивания государственной дубиной. По мнению поставщиков алкоголя, это связано с тем, что тема некачественного алкоголя много муссировалась на государственном уровне и в СМИ, и потребители, беспокоящиеся о своем здоровье, переходили на более дорогие сорта. Это приводило к сокращению объемов потребления дешевой водки, и некоторые оптовики, по наблюдениям Ярового, сами отказывались от ее дистрибуции, поскольку маленькие объемы их не интересовали. То есть федеральным чиновникам было незачем баламутить рынок».
Справедливости ради, надо сказать, что журналист стал жертвой рекламной пропаганды премиального тренда. Конечно, росла в России потребление качественной продукции. НО несколько докризисных цифр: в 2007 г – самом лучшем докризисном – объем рынка водки легальной и нелегальной и суррогатов составил примерно 255 – 260 млн дал (130 млн дал – легальной и совестливо-схемной, 60?65 млн дал откровенно нелегальной, примерно 60 млн дал суррогатов). Так вот та качественная водка, о которой говорит журналист – обычно под ней подразумевали водку от 100— 110 руб. – это не более 50 млн дал или не более 26% рынка водки. Из нее водки дорожи 200 руб. не более 2,5?3 млн дал. Этот сегмент вырос за 4?5 лет значительно, но не только за счет того, что потребители богатели и хотели пить все более дорогую (лучшую) водку — они шли вверх и за ежегодным акцизным ростом цены на водку.
Кризис обрушил рынок легальной и совестливо-схемной (мы только сейчас ввели этот термин для полулегальной водки с частью украденного акциза) водки со 130 млн дал до примерно 105 млн дал с 2007 по 2009 г.г. Так надо ли было «баламутить рынок»?
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей