Наверх

Андрей Кабанов считает, что в федеральном законодательстве должно быть прописано требование политической нейтральности омбудсманов

25.12.2011
В Совете Федерации Федерального Собрания России состоялся круглый стол на тему «Законодательное обеспечение деятельности уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации». В нем приняли участие Уполномоченные по правам человека и Уполномоченные по правам ребенка из нескольких российских регионов и их представители, председатели Общественных наблюдательных комиссий, представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, общественных организаций.
Институт уполномоченных существует в России с 1994 года, но в настоящее время единого федерального закона об основах деятельности региональных уполномоченных не существует – каждый субъект принимает свой закон об уполномоченном по правам человека в регионе. С недавних пор стали приниматься также самостоятельные законы об уполномоченном по правам ребенка в субъектах РФ. С этого времени усилились идущие не один год споры о том, нужно ли единое правовое регулирование на федеральном уровне деятельности уполномоченных по правам человека и по правам ребенка.
На вопрос, есть ли смысл в разработке и принятии рамочных законов о региональных уполномоченных, попытались ответить участники круглого стола в Совете Федерации.
На круглом столе можно было услышать противоречивые мнения: как за, так и против изменения федерального законодательства. Например, Уполномоченный по правам человека в Ивановской области Андрея Кабанову интересовал вопрос, почему бы в федеральном законодательстве не прописать некоторые основы деятельности региональных уполномоченных: требование политической нейтральности омбудсманов, численность их аппарата с учетом количества населения в регионе, гарантии участия в судопроизводстве, право законодательной инициативы и так далее? Заместитель секретаря Общественной палаты Тульской области, директор Тульского филиала Межрегионального фонда «Объединение уполномоченных по правам человека» Александр Воронцов предложил деятельность уполномоченных «регулировать, но разумно, прописать в законе не только полномочия, но и ответственность уполномоченных».
Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Василий Ольнев высказался против развития Уполномоченного по правам ребенка в субъекте как самостоятельного органа. По его мнению, трудно и подчас невозможно разделить права ребенка от прав взрослых – его родителей, они всегда взаимосвязаны, это равноценно разделению семьи. Он привел пример успешной работы своего аппарата, где Уполномоченный по правам ребенка является заместителем Уполномоченного по правам человека и вся работа осуществляется вместе, согласованно. А вот единый закон об уполномоченных по правам человека в регионах, по его мнению, необходим: нижегородский уполномоченный даже передал в Совет Федерации собственноручно подготовленный проект такого закона.
Председатель Общественной наблюдательно комиссии Омской области Раиф Мингалимов высказал свое мнение относительно создания «единой вертикали» уполномоченных и закрепления ее в действующем Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»: «Это чиновничья, бюрократическая психология. Зачем Уполномоченному по правам человека в РФ назначать уполномоченных в регионах? До сих пор ничего не мешало назначать омбудсманов в субъектах… Правовые основы – это хорошо, но нельзя все закрепить на бумаге».
Участникам было предложено сформулировать и направить до конца января в адрес Совета Федерации свои предложения относительно законодательного обеспечения деятельности региональных омбудсманов.
http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/sovet-federatsii-stavit-vopros-o-edinh-pravovh-normah-deyatelynosti-ombudsmanov-v-rossii

Вернуться к списку новостей