Последние
новости

Ивановский омбудсман Андрей Кабанов: «По своим убеждениям я неисправимый демократ и либерал»

10 мин
22 декабря, 2011
Сейран Давтян

В эти дни исполняется год институту Уполномоченного по правам человека в Ивановской области. На вопросы шеф-редактора журнала «Европейский омбудсман» Сейрана Давтяна отвечает омбудсман области Андрей Кабанов.

— Андрей Юрьевич, почему в Ивановской области долго не решался вопрос о создании института Уполномоченного по правам человека?
— Наш регион действительно «запоздал» с введением должности Уполномоченного по правам человека. Хотя, например, должность Уполномоченного (комиссара) по правам ребенка у нас появилась еще в конце 90-х годов, правда до 2009 года на общественных началах. Сейчас трудится уже третий Уполномоченный по правам ребенка.

— А что мешало учреждению должности уполномоченного по правам всех граждан?
— Во второй половине 90-х годов основными моментами, тормозившими учреждение должности Уполномоченного по правам человека, были недостаточность законодательного обеспечения данного института (эта проблема и сегодня актуальна), бедность и дотационность региональных бюджетов, непонимание региональными властями важности этого публичного института. Поэтому многие регионы, в том числе и Ивановская область, пошли по более понятному и привычному пути создания комиссий по правам человека при губернаторе, копируя соответствующую структуру при Президенте РФ. В Ивановской области такая комиссия была образована в 1998 году под председательством профессора Ивановского государственного университета Э.С.Тенчова. С 2001 по 2011 годы Комиссию возглавлял известный ивановский правозащитник С.В. Вальков. Еще в начале 2000-х годов С.В. Вальков, тогда депутат регионального парламента, выступил с предложением учредить в Ивановской области должность Уполномоченного по правам человека, но коллеги и губернатор его не поддержали. В 2008 году после длительной дискуссии в Уставе Ивановской области появилась 17-я статья «Уполномоченные органы (должности) по правам человека», которая гласит, что «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления в Ивановской области и должностными лицами губернатор Ивановской области, Ивановская областная дума, Правительство Ивановской области вправе учреждать органы (должности) по правам человека». В начале 2010 года появился проект регионального Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области», который прошел многомесячное и серьезное кулуарное, общественное и депутатское обсуждение и был принят Ивановской областной думой 08.12.2010 года.

— Почему вы согласились стать Уполномоченным по правам человека?
— Предложение стать Уполномоченным по правам человека для меня было крайне неожиданным. Днем 31.12.2010 я был приглашен к губернатору области М.А. Меню, который и сделал соответствующее предложение. До этого ничем подобным я не занимался. Привлекла новизна, поэтому и согласился после довольно продолжительного разговора.

— Вы активно пользуетесь Твиттером, но до сих пор у Омбудсмана Ивановской области отсутствует свой сайт. С чем это связано?
— В связи с тем, что первоначально расходы на сайт не были заложены в бюджете, первая половина года ушла на «выбивание» денежных средств, а затем согласно федеральному законодательству проводилась процедура торгов. Сейчас все формальности соблюдены, и в январе 2012 года сайт Уполномоченного по правам человека в Ивановской области должен появиться.

— Как Вы относитесь к информационной открытости уполномоченных по правам человека, и как часто удается Вам выступать в СМИ по вопросам соблюдения прав и свобод человека на территории области?
— Выступая перед депутатами Ивановской областной думы перед своим назначением, среди основных принципов работы мной был озвучен принцип публичности и открытости в деятельности Уполномоченного. В СМИ выступаю очень часто, практически каждую неделю, сотрудничаю практически со всеми ведущими СМИ региона, как государственными, так и независимыми.

— За год работы в должности омбудсмана Вы лучше поняли, какими качествами должен обладать человек, который защищает права человека от имени государства?
— Уже в одном из своих первых интервью в качестве Уполномоченного по правам человека на подобный вопрос я ответил: «Человек, который защищает права человека, должен быть из «института людей». Следовательно, на первое место я поставлю порядочность и принципиальность. Еще Уполномоченному, на мой взгляд, необходим жизненный опыт, терпимость, сила убеждения, харизма, наконец.

— Как историк, какое место Вы бы отвели Уполномоченному по правам человека в системе государственных органов и какие исторические предпосылки нужны для его развития?
— Вопрос не простой. Само понятие «права человека» с исторической точки зрения достаточно молодо, лет двести, по-моему, как существует. Из исторических параллелей приходят на ум разве что народные трибуны в Древнем Риме, да в какой-то степени законодатели средневековой Исландии. Для развития института Уполномоченного необходимо гражданское общество, восприятие оным так называемых «европейских ценностей». Подлинно независимый суд, высокий уровень самосознания и самоуважения граждан.

— Вы являетесь сторонником круглых столов по актуальным проблемам, затрагивающим интересы большого круга людей, и как часто удается Вам проводить их и участвовать в них?
— На мой взгляд, Уполномоченный должен использовать любую площадку для диалога с обществом, и «круглые столы», безусловно, являются удобной формой для этого, если проблемы, которые на них обсуждаются, актуальны, а участники компетентны. В среднем организуем или участвуем в подобных мероприятиях 2-3 раза в месяц.

— Ваши права как Уполномоченного по правам человека прописаны в законе. Достаточно ли их для эффективного исполнения Вами своих обязанностей?
— Определенные проблемы в этом плане, конечно, существуют. Как известно, согласно Конституции России защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из принципа единого правового пространства, степень обеспечения прав и свобод личности должна быть единой на всей территории РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, а в соответствии с ними принимаются нормативные правовые акты субъектов РФ. Между тем, в настоящее время лишь в Федеральном Конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» есть упоминание о праве регионов учреждать у себя такую должность. Да и в некоторых федеральных законах, касающихся лиц, находящихся в местах принудительного содержания, имеются упоминания о компетенции регионального омбудсмана. По этой причине возникают серьезные проблемы с рассмотрением жалоб, касающихся нарушения прав человека территориальными формированиями федеральных органов государственной власти. А между прочим, почти 70 процентов жалоб, поступающих ко мне, связаны с действиями или бездействием этих органов. Кроме того, необходимо определиться в вопросах взаимодействия и взаимоотношений с судебной системой. Жалобы на решения и работу судов в корреспонденции Уполномоченного не редкость. Классический европейский омбудсман, за редким исключением (Финляндия, отчасти Польша), не может и не должен вмешиваться в осуществление правосудия. Его задача в этой области – контроль за соблюдением судебной процедуры, состязательности сторон и так далее. К сожалению, нам до этого еще далеко. Повторюсь, для этого необходим подлинно независимый и беспристрастный суд и реальная состязательность сторон в судебном процессе. К сожалению, наши граждане сегодня не в состоянии обеспечить себе гарантированную им конституцией эффективную судебную защиту. В своей работе я столкнулся с правовым нигилизмом, правовым невежеством и правовой беспомощностью наших граждан, особенно старшего поколения. К этому добавляется дефицит компетентных адвокатов и дороговизна их услуг. Эти факторы не позволяют российским Уполномоченным закрывать глаза на проблемы правосудия, а их компетенция законодательно никак не прописана.

— Как вы считаете, понятие «права человека» — это правовая или морально-этическая категория?
— Прежде всего, конечно, это категория морально-этическая, но задача любого правового и демократического государства и его институтов, в том числе омбудсмана, закрепить ее в нормах права.

— Насколько омбудсман способен повлиять на правовое и морально-этическое поведение чиновников, приводящее к нарушению прав человека?
— Повлиять омбудсман может достаточно эффективно, и, прежде всего, степень этого влияния зависит от его личности и авторитета. Но для достижения серьезного эффекта от деятельности необходим еще ряд условий. Прежде всего, это позиция руководителей региона, институтов гражданского общества, правозащитных организаций, СМИ по отношению к обеспечению соблюдения прав и свобод человека. И конечно, у омбудсмана должен быть достаточный, компетентный и работоспособный аппарат, понимающий и разделяющий позицию Уполномоченного.

— Изменилось ли Ваше отношение к проблемам прав человека в процессе работы в должности Уполномоченного по правам человека?
— Да, наверное, изменилось и, прежде всего, после общения с более опытными коллегами, с Уполномоченным по правам человека в РФ В.П. Лукиным, после прочтения работ А.Ю. Сунгурова, диалога с Верховным комиссаром ООН по правам человека Н. Пиллэй, сотрудниками представительства ООН Совета Европы (тут запятая не нужна?), Европейского Суда по правам человека. Хотя, наверно, мне это далось несколько легче, так как по своим убеждениям я неисправимый демократ и либерал.

— Кем Вы себя больше ощущаете: защитником, посредником, контролером, консультантом и кем Вас воспринимают чиновники и граждане?
— Задача омбудсмана — помочь через взаимодействие, а не через конфликт, поэтому, наверное, все же по большей части Уполномоченный – это посредник, медиатор между гражданином и государством. А с восприятием сложнее. Граждане по большей части, в моем случае, считают волшебником. Некоторые – порученцем, слугой-курьером, почтальоном, исповедником, нянькой… список можно продолжить. У чиновников пока нет единого восприятия: кто-то считает омбудсмана очередной приемной по жалобам с более высоким статусом, кто-то очередной контрольной инстанцией, а, следовательно, «пятым колесом» в государственном механизме, кому-то в работе омбудсмана видится дань европейской моде, кто-то считает введение данной должности блажью губернатора. Правда, в последнее время ситуация несколько изменилась. Со многими государственными органами налажено четкое и плодотворное взаимодействие. Мы с коллегами из аппарата не унываем. Дорогу осилит идущий.
http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/ombudsman-andrey-kabanov-po-svoim-ubezhdeniyam-ya-neispravimy-demokrat-i-liberal
28 марта 2024
Все новости