Последние
новости
Власть

Областных чиновников будет на 10% меньше, но стоить они будут на 30% дороже

Облдума принимает закон о повышении окладов для чиновников на 30%
Автор: Анна Семенова
6 мин
18 апреля, 2024
Сегодня, 18 апреля в 11.00 состоится пленарное заседание Ивановской областной думы. Повестка его обширна: тут и доклад уполномоченного по правам человека о соблюдении этих прав в Ивановской области, и отчет областной Контрольно-счетной палаты, и введение всяких дополнительных мер социальной поддержки различным категориям граждан… Именины сердца, в общем.

И среди этих именин очень тихо и единогласно будет принят закон со скучным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ивановской области». За этим названием, как вы понимаете, может скрываться все что угодно (очень удобно, я понимаю). Но в данном случае за ним скрывается повышение с 1 апреля этого года должностных окладов для государственных служащих Ивановской области. И не просто повышение, а аж на 30%.

Этот праздник жизни обойдется областному бюджету в 2024 в 346,7 миллионов рублей, а в 2025-м – в 487,5 млн рублей дополнительных расходов.

При этом, отмечается в пояснительной записке к законопроекту за подписью губернатора Станислава Воскресенского, параллельно планируется сократить численность государственных гражданских служащих Ивановской области на 10%. И «высвобожденные бюджетные средства будут направлены на финансовое обеспечение вышеуказанных расходов». Правда, не уточняется, хватит ли «высвободившихся» денег на покрытие дополнительных расходов на зарплаты, а если не хватит, сколько еще придется отщипнуть от областного бюджета.

В той же пояснительной записке очень трогательно объясняется, почему вдруг правительство области (а законопроект разработан им) решило озаботиться благосостоянием государственных гражданских служащих Ивановской области (то есть себя, любимых, и депутатов, работающих на постоянной основе, а также аппарата облдумы). Привожу дословную цитату: «Уровень заработной платы государственных гражданских служащих Ивановской области, по данным федерального статистического наблюдения, является одним из самых низких в Центральном федеральном округе. Индексация размеров окладов денежного содержания с 2018 года складывалась существенно ниже реального уровня инфляции (здесь автор не может удержаться от реплики: вообще-то у нас с доходами населения та же история, а про индексацию ниже реальной инфляции спросите у любых бюджетников – учителей, врачей или воспитателей в детских садах. Дальше опять будет цитата из пояснительной записки, извините).

Устоявшейся в последнее время тенденцией является отток грамотных перспективных сотрудников из органов государственной власти Ивановской области. Низкий уровень заработной платы государственных гражданских служащих Ивановской области по сравнению со специалистами коммерческих структур исключает возможность привлечения и удержания квалифицированных кадров».

Ну и для того, чтобы отток прекратить, а специалистов удержать, предлагается повысить должностные оклады на 30%, как уже упоминалось.

Вытрем слезы умиления и продолжим дальше ковыряться в бумажках и циферках.

Никто не спорит, что чиновник должен получать достойную зарплату – и тогда общество может требовать от него эффективной работы. Никто не спорит с тем, что из органов государственной и муниципальной власти люди, особенно молодые специалисты бегут, как только смогут (то есть наберутся опыта и получат перспективное предложение от коммерческой организации). Прекрасно, что губернатор и правительство области озаботились этой проблемой (хотя странно, что с 2018 года они ее не замечали).

Но стоит напомнить, что зарплата чиновников состоит не из голого оклада. С одной стороны, есть такая штука, как ежемесячное денежное поощрение, которое считается от размера оклада. Например, председатель Ивановской областной думы будет иметь оклад 45 026 рублей, а размер ежемесячного денежного поощрения составляет 3,2 оклада. Оклад первого заместителя руководителя аппарата правительства Ивановской области составит 18 069 рублей, а ежемесячное денежное поощрение – 4,8 оклада. А оклад какого-нибудь ведущего специалиста 1-го разряда в аппарате правительства области составит 12 200 рублей, размер ежемесячного денежного вознаграждения – 1,6 оклада. Сейчас, напомню, размеры окладов на 30% ниже, а размеры ежемесячного вознаграждения – те же.

То есть мы получаем интересную картинку. Больше всего от принятия этого «зарплатного» законопроекта выиграют начальники – председатель думы, руководители департаментов, заместители председателя правительства и иже с ними: у них и оклад вырастет в абсолютных цифрах намного заметнее, и благодаря установленному размеру денежного вознаграждения на руки они получат побольше. А несчастные рабочие лошадки в недрах аппаратов и департаментов как получали копейки, так и будут получать, только чуть-чуть побольше.

А ведь, если я правильно представляю устройство государственной машины, те самые грамотные и перспективные сотрудники, о которых пишет губернатор в пояснительной записке, работают отнюдь не на руководящих должностях. И именно с должностей специалистов – главных, ведущих или еще каких-то – и бегут молодые сотрудники из государственных кабинетов.

Это я к чему? А к тому, что для решения проблемы, обозначенной в пояснительной записке, надо было бы не оклады повышать, а корректировать размеры ежемесячного вознаграждения, причем для низовых государственных служащих. В конце концов именно они тянут на себе всю работу государственной машины.

А так получается, что важные дяди и тети себе нехило так зарплаты за бюджетный счет поднимают. Ну и обслуге с барского плеча копеечку бросают, чтобы не разбежались все.

Нехорошо как-то. Недальновидно. Но законопроект будет принят именно в таком виде, даже не сомневаюсь.
01 мая 2024
Все новости