Наверх

Газета «Иваново-Пресс» № 29(2007) Трюки властей

17.07.2007 00:00
Александр Кротов

Плата за лифты, за вывоз отходов, за содержание придомовых территорий - всего лишь новые способы повысить доходы МУПов. Ни порядка, ни справедливости в сфере ЖКХ как не было, так и нет

В средствах массовой информации при восхвалении заслуг действующего мэра постоянно упоминается факт, что нынешний глава города сдерживает рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (далее ЖК-услуги). Так ли это? Давайте попробуем разобраться.
При прежнем главе города г-не Грошеве в плату за содержание жилья входил весь комплекс услуг по содержанию дома и придомовой территории. Преследуя цель повысить доходы МУПов, прежний глава города, как бы в добавку к имеющемуся тарифу за содержание жилья, ввел плату за содержание придомовой территории и плату за уборку лестничных клеток. Этот трюк прошел, и наши законопослушные граждане стали оплачивать названные услуги дважды – один раз в строке техническое обслуживание, второй в отдельных строках квитанции по оплате услуг. Новый глава города г-н Фомин А.Г. оказался очень хорошим учеником.

ДОСАДНЫЕ ОШИБКИ

Поскольку действующее законодательство ограничило предельный уровень повышения платы за ЖК-услуги, то г-н Фомин в 2006 году, кроме повышения размера платы за содержание жилья, взял да и ввел два новых платежа, которые ранее мы оплачивали как услугу по содержанию – это захоронение отходов и ВДГО (обслуживание внутридомового газового оборудования). Причем, если ранее за вывоз отходов оплата производилась с количества проживающих, то теперь, несмотря на то, что нормы накопления отходов, согласно действующих методик, рассчитываются на одного проживающего, она стала производиться не с человека, а с квадратного метра общей площади жилья. Так как МУПы не имеют соответствующей лицензии, а газовое оборудование обслуживают только те организации, которые имеют лицензии, обслуживание ВДГО заключается лишь в содержании (периодической окраске) внутриквартирной газовой трубы, которую, как известно, производят не жилищные организации, а сами жители квартир. Но и этого нашему мэру оказалось мало. Для того чтобы еще повысить доходы МУПов, он в 2006 году для жителей первых этажей ввел оплату за лифт, которые лифтами никогда не пользовались. Причем плата за лифт сегодня взимается даже с инвалидов, квартиры которых имеют выход прямо на улицу и к подъезду дома вообще никакого отношения не имеют. На одной из пресс-конференций г-н Фомин публично признал оплату за лифт владельцами квартир на первых этажах ошибкой. Он просил жителей в случае начисления такой платы звонить ему лично и при этом обещал также лично разобраться с обидчиками. Жителям первых этажей после этого выступления несколько месяцев производили возвраты за лифт, но потом этот вопрос спустили на тормозах, и теперь жителям и первых, и последних этажей плату за лифт начисляют одинаково.

ДАНЬ КОММУНАЛЬЩИКАМ

Тринадцатого августа прошлого года Правительство РФ постановлением № 491 утвердило правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно этих правил с августа 2006г. все работы по ремонту сантехники (кранов, смесителей, отопительных радиаторов, унитазов и т.д.) должны выполнять не обслуживающие организации, а сами жители. Таким образом, объем работ по содержанию жилья, выполняемых МУПами, существенно снизился. По этой причине с начала 2007 года жители города вправе были рассчитывать на значительное снижение тарифа на содержание жилья, однако г-н Фомин не только не оставил тарифы на прежнем уровне, а вновь увеличил их, причем практически на предельно допустимую величину. Объем работ снизился – плата возросла. На сегодняшний день жители города платят МУПам ЖХ города за содержание своей квартиры от 500 до 600 рублей в месяц. Мало кто может похвастаться, что на эти деньги кто-то что-то содержит или вообще хоть что-то делает. Подъезды не ремонтируются десятилетиями, а если каким домам и повезет - ремонт произведут, то его качество оставит желать лучшего. Отопление, освещение и остекление подъездов нарушено. Ремонт кровель идет из городского бюджета или по статье капитальный ремонт, которую мы оплачиваем отдельной строкой в счете за услуги. Ремонт асфальта во дворах идет по тем же статьям. При этом жители платят, по сути, не за жилье, а за жулье, а точнее платят дань, которая уходит на приличные зарплаты коммунальщикам и еще неизвестно куда, только не на содержание жилья. В соответствии с вышеупомянутыми правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав услуг перестали входить услуги по содержанию земельного участка, не входящего в состав общего имущества дома или так называемой придомовой территории. С августа 2006 г. оплачивать услугу по содержанию придомовых территорий должны не жители, а администрация города, однако последняя делать этого не торопится, и с каждой семьи ежемесячно незаконно взимается от 60 до 80 рублей.

В ИНТЕРЕСАХ МЭРА И МУПов

Почему все это происходит? Ответ прост. Ивановская Городская дума решением от 14.02.2006г. № 53 передала свои полномочия по утверждению тарифов на ЖК-услуги главе города Иванова. Несмотря на то что в соответствии со ст. 31 Устава города Иванова Дума обладает правом осуществлять контроль за органами местного самоуправления и, в случае нарушения законов, предъявлять в суды иски о признании недействительными актов органов местного самоуправления, ИГД нарушений не видит (или не хочет видеть), а в суды как представители Думы, так и отдельные депутаты ходят только для защиты интересов Главы города, а не интересов жителей. Таким образом, одной из основных причин происходящего является то, что ИГД передала главе города право келейно и бесконтрольно устанавливать тарифы для населения города и устранилась от своих прямых обязанностей по защите прав населения (избирателей). В соответствии со ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Это значит, что жители должны оплачивать содержание общего имущества только того дома, в котором они проживают или частью которого они владеют, и ни в коем разе не оплачивать содержание других домов, обслуживаемых МУПами. В качестве одного из примеров можно взять оплату за уборку придомовой территории. Возьмем два многоквартирных дома – один двухэтажный, а второй десятиэтажный. При одной и той же площади земельного участка придомовой территории с жителей десятиэтажки денег собирается в пять раз больше, чем с двухэтажки, а, следовательно, жители десятиэтажки оплачивают содержание придомовой территории двухэтажки. Такую же аналогию можно провести и по другим видам работ – ремонт кровли, ремонт отмосток и т.д. Пункт 7 статьи 156 ЖК РФ, как бы расширяя действие ст. 210 ГК РФ, установил: «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме». При этом управляющая компания до проведения такого собрания должна дать жителям предложения по размеру платы, который необходим для содержания конкретного дома. Понятно, что если на следующий год запланирован ремонт подъезда, то плата за содержание жилья будет выше, чем в прошлом году, и наоборот, если в текущем году производился плановый ремонт, а на будущий год никаких плановых ремонтов не предвидится, то плата на будущий год должна быть снижена. Так должно быть по закону. А что происходит на практике? Глава города, управление ЖКХ города и городские МУПы, как бы не видя и не зная вышеназванной нормы закона, устанавливают усредненный тариф, который грубо нарушает норму ст. 210 ГК РФ и принцип справедливости. Порядок и справедливость! Таков был предвыборный лозунг кандидата в мэры г. Иванова г-на Фомина. При этом как в ходе предвыборной кампании, так и после нее были недвусмысленные намеки как на наведение порядка в сфере ЖКХ, так и на снижение размера тарифов. Где он – порядок? Где она – справедливость? Где оно – снижение тарифов?