Наверх

Газета «Иваново-Вознесенск» № 820(91) Как нам реорганизовать районы и поселения?

25.10.2009 00:00
Практика показала, что обсуждение самых насущных проблем на страницах нашей газеты вызывает у ивановских политиков и хозяйственников живейший интерес. Вот только если тема напрямую касается администрации области, городского округа, муниципального района, регионального отделения партии, они высказываются сходу, да так смело, что, по слухам, за выступления в «И-В» наиболее независимые уже «получили по шапке». А если тема неприятна, то начальника трудно застать на рабочем месте, а подчиненные отделываются отписками. Но опыт удался, и сегодня мы продолжаем нашу дискуссию.
Сегодня его темой станет объединение поселений (процесс, уже набравший ход) и идея о возможном объединении районов, а также городских округов с муниципальными районами.
В первом случае плюсы и минусы объединения поселений всем известны. Плюсы – сокращение расходов на управление и возможность главы укрупненного поселения более гибко маневрировать не самыми значительными средствами, направляя их на конкретные объекты, а не просто на латание дыр. Минус – меньшая доступность местного самоуправления для поселян. Пример Пеньковского поселения, жители которого отказались ездить для решения своих проблем в Паново у всех на слуху. В ряде районов даже агитация за проведение референдумов еще толком не ведется. Зато в Заволжском районе уже не только объединили поселения, но и избрали новых депутатов в советы. Дружно проголосовали за объединение еще в целом ряде районов.
Идея же объединения районов, с которой выступил председатель Ивановской областной думы и секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Пахомов, пока весьма неоднозначно воспринимается областным бомондом. Конечно, трудно ожидать от глав районов, что они обрадуются такому предложению, ведь совсем не факт, что такой глава в итоге усидит в своем кресле. Поэтому мы очень благодарны тем главам, которые искренне и с большим желанием ответили на наши вопросы. Приятна и реакция лидеров фракций областной думы ЛДПР и КПРФ, несмотря на то, что идея исходит от «Единой России», четко и по делу сформулировавших свою позицию.
Итак, мы задали главам городов и районов и руководителям фракций такие вопросы (с учетом конкретного адресата):
1. Как вы относитесь к идее укрупнения поселений и районов?
2. Какие плюсы и минусы вы видите в возможном присоединении возглавляемого вами города (района) к другому району (городу).

Начальник департамента финансов Александр Грузнов: «С этой идеей я обращался еще к губернатору Тихомирову»

Формулируя предложение об укрупнении муниципальных районов, Сергей Пахомов на пресс-конференции, проведенной сразу после Единого дня голосования, сказал: «Мое личное мнение: не нужно ограничиваться объединением только поселений. У нас целый ряд районов имеет собственные доходы на уровне 15%. И присоединение их к более сильным районам, по-моему, лишь вопрос времени».
Чтобы разобраться, какие именно районы имеют наименьшие собственные доходы, мы обратились к заместителю председателя правительства Ивановской области, начальнику департамента финансов Александру Грузнову, занимающему этот пост с незапамятных времен.
- Все наши сельскохозяйственные районы имеют собственные доходы на уровне 10%, - уточнил Александр Павлович. – Первыми же кандидатами на объединение считаю Верхнеландеховский и Пестяковский районы с их большой территорией и незначительным населением. Добраться из Пестяков в Верхний Ландех можно гораздо быстрее, чем до любого поселения в этих районах. А сокращение аппарата им только поможет. Я еще к губернатору Владиславу Тихомирову обращался с этим предложением.
Также считаю обоснованным объединение городов и районов. Например, Кинешмы, Вичуги, Шуи и Тейкова с соответствующими районами. В новых муниципальных образованиях промышленность будет сочетаться с сельским хозяйством, уравняются муниципалитеты и по доходам. Сегодня сравнивать города и районы между собой невозможно.

Депутат Ивановской областной думы Николай Зимин: «Верхнеландеховский район может стать поселением»

К Николаю Васильевичу мы обратились не случайно. В начале реформы местного самоуправления он, работая заместителем губернатора Тихонова, возглавлял соответствующую комиссию, которая и формировала состав нынешних поселений.
- Наличие малочисленных районов – это большая трата денег налогоплательщиков. Поэтому сегодня назрела необходимость объединения таких районов с районными центрами, чтобы численность каждого района составляла не менее 100 тыс. человек. Я считаю, что всего по области должно быть 6-7 районов. Параллельно с этим нужно создавать ряд городских округов.
Также необходимо и объединение поселений. Так, Верхнеландеховский район с населением всего 5 тысяч человек вполне может стать поселением. Однако в подобных случаях поселения надо наделять рядом государственных функций – к примеру, здесь для удобства населения должно быть отделение ЗАГСа.
Кроме того, при объединении поселений следует работать над организацией местного самоуправления в деревне – в соответствии с федеральным законом № 131 надо образовывать ТОСы.
Вместе с тем я убежден, что в условиях продолжающегося кризиса вопросы административно-территориального деления решать нельзя. Пока все эти изменения можно лишь запланировать.

Заместитель председателя Ивановской областной думы, руководитель фракции ЛДПР Сергей Сироткин:
«Нужно укрупнять не только муниципалитеты, но и субъекты федерации. А Ивановский район – это ошейник»


- Говоря об укрупнении районов и поселений, хотелось бы начать с укрупнения регионов. В программе ЛДПР об этом четко сказано, деление России на субъекты должно производиться только по территориально-экономическому признаку, то есть никаких национальных образований. Каждый субъект должен быть самодостаточный, а это возможно, если население субъекта составляет не менее 3 миллионов человек. Первые шаги уже предприняты. Образованы 7 Федеральных округов, произошло объединение некоторых субъектов РФ. Так, что это программное положение ЛДПР уже выполняется, но, к сожалению очень медленно и полумерами.
Такая же ситуация с поселениями и районами, ЛДПР за их укрупнение, потому, что в каждом из них есть администрация, чиновники с приличными зарплатами, кабинетами, машинами которые надо содержать. В целом по области это достаточно большие суммы, а большинство районов являются дотационными, то есть «своих» бюджетов у них нет. Что такое укрупнение поселений и районов – это сокращение числа чиновников, сокращение расходов на их содержание и главное у них появляются возможности для формирования «своих» бюджетов. Сегодня чиновников много, но они ничего не могут сделать, так как у них нет необходимого ресурса.
Если же говорить о минусах объединения, то они возникают там, где объединение прошло без учета интересов жителей, а так исторических и экономических связей. Надо постоянно помнить, что чиновники будут всячески препятствовать этому процессу.
В Ивановской области административно-территориальная реформа сдвинулось с мертвой точки. Только в октябре прошли объединительные референдумы в 35 поселениях и 7 муниципальных районах. Совершенно очевидным кажется объединение городов Кохма и Иваново. Уже многим понятно, что Ивановский район это «ошейник» который душит город Иваново мешая ему развиваться.
Оценивать же результаты объединения поселений в Заволжском муниципальном районе пока рано. Можно сказать только одно – объединение состоялось. Результаты же выборов показали, что политическая активность местных отделений партий значительно выросла. Им стали интересны выборы в поселениях, потому, что скоро там появится реальная власть.

Руководитель фракции КПРФ в Ивановской областной думе, первый секретарь обкома Анатолий Гордиенко:

1) По моему мнению, размеры любого сельского поселения должны быть таковы, чтобы житель мог пешком дойти до административных органов и обратно за светлое время суток.
Действительно, затраты на содержание управленческого аппарата велики и для бюджета неподъемны. Поэтому, с одной стороны, нужно сократить армию чиновников, но с другой – действовавшее до недавнего референдума административно-территориальное деление области было более удобно гражданам.
2) Плюсом, конечно же, будет сокращение затрат. А минусом – то, что данные преобразования затруднят жизнь людям.
Если говорить о системе местного самоуправления в целом, то ее, взяв с Запада, искусственно пытаются привить к российским условиям.
Система существовавших в эпоху СССР сельсоветов, которые являлись одной единственной властью на селе, была более продуманной. А то, что впоследствии власть поделили на уровни (государственная, муниципальная), - это явный минус.

Главы городов и районов - против

Глава Верхнеландеховского муниципального района Николай ЖУКОВ:
«Объединение поселений и районов противоречит принципам Конституции РФ»


Идея укрупнения муниципальных образований не нова: в середине 90-х годов также существовала тенденция к объединению районов, которую нам объясняли нехваткой средств, слабой управляемостью и многими другими причинами. Затем, под влиянием новых веяний, начался процесс разделения, при этом нам очень убедительно объясняли необходимость данного преобразования. Сегодня вновь говорим об объединении муниципалитетов, потому что у них слабая материальная база. Причём каждый раз приводятся весомые аргументы при отстаивании нынешней точки зрения, зачастую абсолютно противоположные предыдущим.
Считаю, что очередная кампания «по укрупнению» фактически перечеркивает основную цель проводимой реформы местного самоуправления. Местное самоуправление возможно лишь там, где есть совместные условия проживания людей, условия «общежития» на той или иной территории. Укрупнение муниципалитетов нарушает этот принцип.
Основным аргументом в пользу объединения поселений и районов в условиях финансового кризиса приводится тот факт, что число муниципалитетов чрезмерно возросло, а в некоторых из них отсутствует доходная база. Но ни для кого не секрет, что подавляющее большинство российских муниципалитетов дотационно, значит, следуя логике, объединять нужно почти всех. Но, разве объединив дотационные поселения и районы с такими же дотационными, можно получить недотационные? Местная власть останется столь же бедной, только ещё более далекой от народа. Как позитивный, приводится аргумент, что будут сокращены расходы на управление, то есть на содержание местных администраций, так как они будут ликвидированы. Но для рядового жителя это означает, что оформление самой простой справки (например, о смерти, на получение дров и др.) станет гораздо менее доступным, даже просто в физическом отношении: было – 10 километров до административного центра, станет – 20 километров.
Свое крайне негативное отношение к идее объединения поселений и районов хотелось бы также обосновать и позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который однозначно высказался о том, что экономические и инфраструктурные факторы не могут служить критериями для установления территорий муниципальных образований.
В этой связи отмечу, что, в свое время, в самом начале реализации последней реформы местного самоуправления, мы были сторонниками наделения районов статусом городских округов, что было сделано в ряде субъектов РФ. В этом случае не нужно было бы образовывать поселения и наделять их статусом муниципальных образований.
Сегодня мы готовы участвовать в проекте, инициированном Фурмановским муниципальным районом по упразднению поселений и созданию городских округов, в результате чего вопросы местного значения стали бы решаться на местах через представительства районной власти. В настоящее время, в условиях высокой дотационности бюджетов всех уровней, это видится наиболее приемлемой формой осуществления местного самоуправления и позволит в значительной мере сократить расходы на муниципальное управление.

Глава Ильинского муниципального района Евгений Смолин:
«Наши пять поселений – оптимальный вариант»

1. Считаю, что ФЗ № 131, утвердивший общие принципы местного самоуправления в России, привел не к унификации местной власти, как это задумывалось и отмечалось в преамбуле проекта Закона на стадии его обсуждения. А породил многообразие форм практического применения. Одни поселения делегировали часть полномочий на районный уровень. Где-то размеры поселений расширились до границ бывших районов (как у нас Аньковское поселение), а где-то остались в формате бывших карликовых администраций.
Поэтому считаю, что теперь «причесывать всех под одну гребенку» никак нельзя. И процесс укрупнения поселений в области начат абсолютно правильно: там, где «нарезка» слишком мелка, есть смысл объединяться, соблюдая законодательные нормы, одна из которых - проведение референдумов.
Такой же рациональный и ситуативный подход должен применяться и в процессе возможного объединения муниципальных районов.
2. На момент создания Ивановской губернии Ильинский район был единым в рамках теперешних границ. В 1946 году из него был выделен Аньковский район. В 1960 году вновь слияние двух территориально-административных единиц. В 1962 году еще более масштабное укрупнение: ильинско-аньковская территория вошла в Тейковский район. Через три года - повторное разукрупнение, Ильинский район (уже без Аньковского) опять стал самостоятельным.
Таким образом, в случае слияния территорий на районном уровне ничего нового не произойдет. И последствия уже сейчас предсказуемы.
Экономия, полученная от содержания управленческого аппарата, только кажущаяся. Сразу же увеличится число управленцев в объединенном районе, возрастают накладные расходы, выравнивания в уровне развития окраин и центра не происходит, уровень вынужденного датирования возрастает.
Минусы очевидны. Для получения какой-либо справки людям придется ездить в город Тейково с тремя пересадками. даже чиновнику со служебным транспортом за 100 км до наших весей добраться было бы проблематично. Управляемость явно ухудшится. Люди станут раздражаться.
Кстати, до 1929 года Ильинские земли были в составе Ярославской и Владимирской областей. Уездными городами, то есть административными центрами, являлись для ильинцев Ростов и Юрьев-Польский. Вот только населения тогда было в 10 раз больше.
3. Несколько лет назад налоговая инспекция базировалась в Комсомольске, а сегодня объединенный военкомат находится в Гавриловом Посаде. Районный узел связи - в Тейкове. А ведь у нас ни в Комсомольск, ни в Гаврилов-Посад даже прямоезжей дороги нет.
Не думаю, что слияние территорий - вопрос уже сегодняшнего дня для нашего района. Пять поселений - «Ильинская пятерня» - оптимальный административно-территориальный вариант. Он применен с первого дня действия ФЗ-131 (до этого у нас было 12 администраций). Наша огромная территория и отсутствие близких к нам городов не побуждает местные власти к инициированию объединительных процессов. В то же время Ильинский район - не удельное княжество, с нашим высокодотационным бюджетом мы полностью зависим от помощи области и страны. А поэтому к «неприкасаемым» относить себя права не имеем.

Глава администрации городского округа Тейково Александр Гончаров:
«Тейковчане возражают против объединения»


- Рассмотрение такого вопроса возможно исключительно с учетом мнения жителей города Тейково. По результатам проводившегося в 2006 году опроса населения большинство опрошенных горожан возражали против такого укрупнения.
Границы муниципального образования «городской округ Тейково» установлены в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области № 62-УГ от 28.02.2001 «Об утверждении проекта городской черты г. Тейково» и Генеральным планом городского округа Тейково на 2005-2020 г.г., утвержденным решением муниципального городского Совета г. о. Тейково № 102 от 25.11.2005.
Объединение 2 муниципальных образований повлечет необходимость проведения целого ряда организационных мероприятий, а также внесение изменений в муниципальные правовые акты и нормативные акты Ивановской области (в том числе корректировку Генерального плана г.о. Тейково). Связанные с этими действиями затраты бюджетных средств весьма значительны и не предусмотрены в бюджетах обоих муниципальных образований. Кроме того, количество потраченных средств ни в коей мере не будет восполнено за счет экономии вследствие сокращения расходов на содержание управленческого аппарата, поскольку такое сокращение вряд ли будет иметь место на самом деле.
Объединение городского округа Тейково с Тейковским муниципальным районом и с экономической точки зрения не выгодна для г.о. Тейково. Социально-экономическое положение городского округа Тейково в настоящее время можно считать относительно стабильным. Несмотря на влияние экономического кризиса в 2008 году, город продолжал развиваться, на высоком уровне оказывались все муниципальные услуги. Для наглядной характеристики нецелесообразности объединения муниципальных образований, с точки зрения городского округа Тейково, достаточно сравнить показатели за 2008 год доли собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования по г.о. Тейково – 49%, и по Тейковскому муниципальному району – 13,6%. Мы считаем, что объединение будет способствовать ухудшению жизненного уровня жителей города, снижению его нынешних социально-экономических показателей.
Администрация г.о. Тейково, основываясь на мнении большинства жителей города, на экономических расчетах, в настоящее время считает невозможным рассмотрение вопроса об укрупнении путем объединения г.о. Тейково и Тейковского муниципального района.

Безответные
И по уже установившейся традиции приводим список тех, кто не смог или не захотел ответить наш официальный запрос.

Глава Вичуги Вячеслав Ступин, которому сотрудники подготовили несколько вариантов ответов на наши вопросы, видимо, просто не успел их прочитать и наложить резолюцию. Надеемся, в следующий раз на наш вопрос у главы будет лишь один четкий ответ.
В Пестяковской администрации на запрос просто не ответили. Видимо, предыдущее участие Анатолия Белоцветова в нашей дискуссии привело к нежелательным последствиям.
Удивительно, что не поступило ответа из Заволжска. У и. о. главы района Бориса Санина мы хотели поинтересоваться конкретными результатами объединения.
И самый парадоксальный ответ мы получили от Андрея Мельникова. Главе г. Кохмы так не понравились наши вопросы, что он ответил буквально двумя словами: «А чья идея присоединять город Кохма к Ивановскому району? И вообще, этот вопрос надо адресовать жителям, а не их избранникам».
На счет авторства идеи – смотрите начало публикации. Неужели у главы города нет своего мнения по таким важным вопросам? Перед выборами все было совсем иначе.