Наверх

Газета «Иваново-Вознесенск» № 837(108) Кто нарушает антимонопольное законодательство

25.02.2010 00:00
Власти сами показывают предпринимателям не лучший пример

Ивановское УФАС по результативности и уровню профессионализма сотрудников занимает 7-е место в РФ. В 2009 году управление не ограничилось возбуждением дел в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных только на территории нашего региона. Например, в контроле рекламной деятельности на основании полномочий, полученных от Центрального аппарата ФАС России, ивановское управление рассмотрело 10 дел в отношении крупных сотовых операторов и банков. Результат - огромные штрафы. И это не только в рекламной деятельности компаний.

Вступил в силу «второй антимонопольный пакет»

2009 год для ивановского УФАС был сложным, несмотря на то, что хозяйствующие субъекты вели себя относительно законопослушно. Прошедший год ознаменовался дальнейшим совершенствованием антимонопольного законодательства. Так, в августе прошедшего года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ «О защите конкуренции» и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Речь идет о новых определениях доминирующего положения на рынке, монопольной цены товара, правилах недискриминационного доступа к товарам естественных монополий, запретах в отношении «вертикальных» соглашений, новых запретах на действия органов власти, об установлении административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства. Интересно, что в качестве меры административной ответственности в отношении государственных и муниципальных служащих может применяться как система штрафов, так и дисквалификация (по решению суда).
Также введена уголовная ответственность за ограничение или устранение конкуренции путем, в том числе, неоднократного злоупотребления доминирующим положением (установление и поддержание монопольно высокой или низкой цены товара, уклонение от заключения договора, ограничении доступа на рынок), если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба - более 1 000 000 рублей - гражданам, организациям или государству.
Александр Боровков отметил, что принятые поправки сделают правовой инструментарий борьбы с антиконкурентной деятельностью более современным, адекватным существующей экономической действительности.

Власти предпочитают не торговаться

Типичным нарушением антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления является передача государственного и муниципального имущества без проведения торгов. Несмотря на обязанность проведения торгов при передаче имущества, введенную в «Закон о защите конкуренции» со 2 июля 2008 года, органы, наделенные властными полномочиями, несвоевременно реагируют на изменившиеся условия создания равных условий для хозяйствующих субъектов.
Заместитель руководителя управления Татьяна Михеева рассказала, что в одних случаях принимаются акты, позволяющие передать имущество на бесконкурсной основе, в других – совершаются действия, нарушающие обязанность проведения торгов, в-третьих – предоставляются преференции отдельному предпринимателю или организации без разрешения антимонопольного органа и с нарушением законодательно закрепленной процедуры.
В 2009 году управлением выявлено 47 подобных нарушений Закона о защите конкуренции. Тенденция устойчивости высокого показателя общего количества выявленных нарушений связана, прежде всего, с проведенной муниципальной реформой.

Кинешемская администрация сфабриковала документы

В 2009 году в управление поступило 98 жалоб (в 2008 году – 53) на нарушения Закона о размещении заказов. Большая их часть относилась, во-первых, к случаям, когда требования к участникам размещения заказа или к заявке участников противоречили закону, во-вторых, к случаям необоснованного отказа в допуске участникам размещения заказов к торгам или запросам котировок.
- Многие из нарушений являются не следствием злонамеренных действий со стороны заказчиков, а в большей степени обусловлены правовой неграмотностью, - говорит Татьяна Михеева. - Это свидетельствует о необходимости обучения соответствующих должностных лиц и повышении качества такого обучения.
Сохраняется ситуация, при которой победители размещений заказов отказываются заключать контракты и, соответственно, признаются уклонившимися от заключения контрактов, потому что цена, указанная ими в заявке, оказывается не верной в силу технической ошибки исполнителя. На заседании комиссии лица признают свою вину, а также выясняется, что умысла с их стороны на совершение противоправных действий не было.
Также присутствует тенденция халатного отношения участников размещений заказов к изучению условий торгов или запроса котировок, что приводит в дальнейшем к отказу от заключения контрактов в силу неосведомленности победителя о некоторых условиях исполнения контракта, которые его не устраивают.
Прецедентная ситуация, возмутившая видавших виды сотрудников УФАС, сложилась в Кинешме. Привлекли к административной ответственности членов комиссии г. о. Кинешма за то, что установили незаконные требования к заявкам. Прошиты заявки должны были быть на 4 дырочки. Те участники, которые подали по-иному оформленные заявки, от участия в торгах были отклонены. Один из участников прислал жалобу в УФАС. Ивановское УФАС эту жалобу признало обоснованной. Анулировало долги и всех членов комиссии привлекли в ответственности.
И здесь началось самое интересное. От сотрудников УФАС чиновники начинают прятаться. Предлоги разные: командировки, отпуск, больничные, судебные заседания, учеба в Ярославле. Прикрывал чиновников сам глава г. Кинешмы.
- С таким жуликоватым подходом мы встретились впервые! - говорит Александр Боровков. - Одним словом, налицо фальсификация документов за подписью г-на Сидоренко, главы Кинешмы! Но мы уверены: в деле наведения порядка победа будет на нашей стороне»

Когда чиновника ждет дисквалификация?

Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством влекут наложение административного штрафа в размере от 15 до 30 тысяч рублей.
В случае если должностное лицо ранее привлекалось за аналогичное правонарушение штраф будет составлять от 30 до 50 тысяч рублей или повлечет за собой дисквалификацию на срок до 3-х лет. То есть, должностное лицо по решению суда будет лишено права замещать должности государственной гражданской или муниципальной службы от 6-ти месяцев до 3-х лет.
Штрафные санкции и дисквалификация могут применяться также и в отношении должностных лиц органов управления юридических организаций, членов совета директоров наравне с ответственностью юридического лица.

Муниципальные кладбища сдают в аренду предпринимателям

На рынке ритуальных услуг в 2009 году выявлены 6 нарушений антимонопольного законодательства. Наиболее распространенными нарушениями стали передача муниципальных кладбищ в ведение коммерческих организаций и предпринимателей; передача земельных участков, расположенных под муниципальными кладбищами, отдельным организациям в аренду; возложение обязанности по организации захоронений, уборке и содержанию муниципальных кладбищ на специализированные организации.
Руководство ивановского УФАС отметило, что спорные отношения антимонопольных органов и органов местного самоуправления по вопросу о законности таких действий разрешил Президиум Высшего арбитражного суда РФ. В своем Постановлении суд указал, что сложившаяся повсеместная ситуация на рынке ритуальных услуг нарушает антимонопольное законодательство.
В 2010 году управление продолжает работу по выявлению нарушений антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг. В частности, на сегодняшний день поступило несколько заявлений, на основании которых будут возбуждены уголовные дела.
- Данная тема очень деликатная, - отметил Александр Боровков. - Внедряться сюда с административной отверткой будет весьма болезненно. Но контролировать эту сферу необходимо. Поэтому мы, объединив усилия вместе с руководством города и области, я уверен, найдем способ, как навести здесь порядок.

Нарушители рекламного законодательства - банки и сотовые операторы

По данным за 2009 год в связи с нарушениями законодательства о рекламе управлением возбуждено и рассмотрено 56 дел об административных правонарушениях. Административных штрафов наложено на общую сумму 1,1 млн. рублей, из которых половина уже оплачена. Среди нарушителей - известные все названия: ОАО «МТС», ОАО НБ «Траст», ОАО «НБД-Банк», ООО ИКБ «Совкомбанк», ОАО «МегаФон», АКБ «Инвестторгбанк».
Нарушения типичные: на рекламном плакате крупным шрифтом выделено наиболее привлекательное для потребителей условие заключения договора банковского вклада или услуги сотового оператора. А остальные условия оказания соответствующей услуги, невыгодные для потребителя, присутствовали в рекламе лишь формально, так как были выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом.
По заявлению Россвязькомнадзора по Ивановской области было возбуждено дело по признакам нарушения № 38-ФЗ «О рекламе». В газете «Хронометр – Иваново» распространялась реклама с использованием непристойных образов обнаженных женщин в совокупности с непристойными выражениями. Такое дело было впервые в практике ивановского УФАС. Рекламодателем являлось ООО «Плейфон», которое за распространение ненадлежащей рекламы было привлечено к административной ответственности.
В Шуйском муниципальном районе, как выяснилось, не разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального образования. В Пестяковском и Фурмановском районах нормативные документы находятся в стадии принятия, а в Комсомольском и Кинешемском районах нормативно-правовые акты не соответствуют требованиям Закона о рекламе.
В январе 2010 года вступили в силу два Федеральных закона № 354-ФЗ и № 320-ФЗ, в соответствии с которыми введены изменения в № 38-ФЗ «О рекламе». Нововведения затронули, прежде всего, оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, а также рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Теперь контроль за сферой рекламы со стороны ивановского УФАС будет еще строже.

Татьяна Баланцева