Наверх

Газета «Иваново-Пресс» №50(2009) "Смотрящий"за областью

24.12.2009 00:00
Валерий Сметанин

Цель – остаться во власти, задача – на выборах получить необходимый результат

На прошлой неделе состоялось внеочередное заседание Ивановской областной думы, на котором было принято решение о проведении выборов в большинстве органов местного самоуправления региона 14 марта 2010 года.
Значительная часть простых людей пропустила новость мимо ушей, т.к., скорее всего, предпочтет просто проигнорировать это мероприятие. Зато главы муниципальных образований напряглись, т.к. выборы означают для них переход на «чрезвычайное положение», когда власть начинает работать в усиленном режиме. Главы городских и сельских поселений в недоумении: чтобы это для них значило?
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации и осветить ее со всех сторон.

Захотели – разукрупнили, захотели – снова укрупнили

Все помнят, как некоторое время назад чиновники взахлеб рассказывали, что создание представительных органов власти в сельских поселениях - это благо. И хотя наша газета задавалась вопросом, к чему такое огромное количество чиновников и депутатов, от нас отмахивались, как от назойливых мух.
Прошли выборы, на которых были избраны главы поселений, и началась работа. Почти все новоиспеченные главы прошли обучение в Северо-Западной академии госслужбы, конечно, за бюджетные деньги, и весьма приличные. Заплатил за учебу областной бюджет.
Проходит время, и те же чиновники заявляют о необходимости проведения референдумов по укрупнению сельских поселений, которые и прошли 11 октября т.г., но признаны состоявшимися в 7 муниципальных районах. Предполагалось, что по результатам волеизъявления граждан число сельских поселений сократится с 123 до 104. Остальные референдумы были назначены на октябрь 2010 г.
Так что же произошло, что изменило планы областных властей? Думается, что всему виной стал кризис. По прогнозам, в 2010 г. из 13 регионов-доноров только два будут иметь бездефицитные региональные бюджеты: Самарская область и Ямало-Ненецкий АО. А учитывая, что Федеральный центр уменьшает финансирование регионов, то дополнительную нагрузку в виде выплаты заработной платы многочисленным муниципальным чиновникам областной бюджет вряд ли потянет.
Кроме того, комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления одобрил соответствующую поправку к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в которой сказано, что объединять поселения начнут без проведения сходов, то есть мнения людей учитывать не обязательно.
Наверное, потому мы так и живем, что у нас сначала делают, а лишь потом думают и просчитывают. Убежден, что экономика по-другому развивалась бы в России, если бы ею занимались профессионалы, а не процветали бы буйным цветом блат и кумовство.

Но не все так гладко и однозначно

Правда, в Госдуме мнения депутатов разделились: одни считают, что таким образом процесс объединения упростится и ускорится, а другие – что это нарушение Конституции РФ.
Некоторые называют новую поправку в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «смертью для сельских поселений». В Челябинской области в прошлом году была предпринята попытка объединить шесть поселений, но референдумы провалились. Область и районы надавили на депутатов поселений, и референдумы назначили вновь. Однако предварительный соцопрос показал, что народ все равно не проголосует, и власти вынуждены были референдумы отменить.
Другая точка зрения – «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий».
Теперь посмотрим, а как у нас в области в этой ситуации, скорее всего, поведет себя председатель облизбиркома В. Смирнов, кандидат юридических наук, а главное, по моему мнению, – идейный вдохновитель председателя Областной думы С. Пахомова? Окружение В. Смирнова в неофициальных беседах шепчет, что без его помощи Пахомов и сделать ничего не сможет, поскольку с идеями у него туговато. Вот и посмотрим, какие мыслишки из головы В. Смирнова выдаст на гора кандидат наук С. Пахомов.
Не исключено, что в следующем году может не стать и мэров районных центров, а их полномочия будут переданы главам муниципальных районов. У нас в области это четыре районных центра: Кинешма, Вичуга, Тейково и Шуя, а значит, скорее всего, Новый год встретят с тревогой за свое будущее В. Сидоренко, В. Гончаров, В. Ступин и А. Маслов.

Состав депутатов Областной думы оптимизируется

Справедливости ради надо заметить, что с неспокойным сердцем будут встречать Новый год и депутаты Областной думы, поскольку в скором будущем их число может сократиться ровно наполовину: с 48 до 24.
Все это станет возможным также благодаря Президенту, который предложил ввести единый критерий численности региональных парламентов. В своем Послании Федеральному Собранию Д. Медведев привел в пример Мосгордуму и Великий хурал Республики Тыва. В Мосгордуме – 35 депутатов, что для такого мегаполиса несоразмерно мало, а в Республике Тыва – 162 депутата.
А значит, вскоре нам предстоит наблюдать за поеданием себе подобных. Ведь многим из депутатов жизненно необходимо такое депутатское благо, как неприкосновенность. Чтобы остаться в составе депутатского корпуса, надо быть или очень богатым, или обладать какой-то страшной тайной. Только эти два качества, скорее всего, послужат пропуском в следующую Областную думу. Умные и думающие люди там не нужны, там нужны посредственные личности, которые будут голосовать за то, что им укажут другие.
По нашим подсчетам, более 20 млн. рублей уходит из бюджета области на оплату работы чиновников и депутатов Областной думы. Пиром во время чумы можно назвать зарплату спикера Областной думы - она составляет около 150 тыс. рублей в месяц, в то время как воспитатели и санитарки, наоборот, получают по 3-5 тыс. рублей. Большая часть бюджетников нищенствует, а на тех промышленных предприятиях, которые сейчас функционируют, работникам платят ровно столько, чтобы они смогли выжить, но никак не прожить достойно. Продолжать рассуждать можно до бесконечности, но выводы все равно никто не торопится делать. Большинство депутатов даже не хочет знать, как трудно живется народу. Может, некоторые и знают, но считают, что перетерпят, ведь и не то терпели.

Из князей - в грязи?

Все проблемы, которые я озвучил, похоже, будет пытаться урегулировать именно председатель Областной думы С. Пахомов.
Скорее всего, им уже дана команда антигерою наших публикаций В. Ильюшкину включиться в работу. Я уже вижу, как он, пытаясь копировать своего высокопоставленного коллегу, объясняет в сельских поселениях, что их может ожидать, если они не выполнят поставленную задачу. Только вот после его отъезда главы начнут задаваться вопросом: а что этот посланец хотел? Ведь нечетко поставленная задача грозит ее невыполнением.
Как нам стало известно, некоторые главы поселений уже задумались о переходе в лагерь коммунистов, причем, не одни, а вместе с жителями своих поселений. Вот будет смеху, если после визитов Ильюшкина область из «единороссовской» вновь «покраснеет». С. Пахомов тогда уж точно будет вынужден паковать чемоданы и вместе с соратниками возвращаться обратно в Сергиев Посад. А им этого очень не хочется. Ничто не страшит так, как жизнь вне власти. Пахомов и его свита в ту жизнь, из которой они пришли во власть, возвращаться не захотят.
Ведь что характерно для Пахомова? Это как по пословице: «Из грязи да в князи». Вчера – грязь, сегодня – князь. А из князей же в грязь обратно не хочется.
Могу себе представить, какие мысли могут терзать С. Пахомова в связи с уменьшением численности депутатов. Тут, по-моему, впору объявлять аукцион – кто больше?
Почему-то вспомнился анекдот:
«Человека судят за то, что он назвал министра идиотом. Приговор – 15 лет.
- Почему так строго? – спрашивает корреспондент судью. - Ведь за оскорбление личности полагается штраф.
Судья поясняет:
- За разглашение государственной тайны».
Простые люди иногда удивляются, почему наверху, в главном законодательном органе нашей страны, зачастую принимают такие непродуманные законы? Почему законотворческая машина государства, заглатывая немалые деньги на свое содержание, принимает не просто бесполезные, но зачастую - просто вредные законы? Почему, хотя лидеры партий и главы комитетов так убедительно не перестают клясться в любви к народу, жизнь в России не становится лучше? И все очевиднее становится расслоение граждан страны на категории: супербогатых и почти нищих, на «столицу» и «деревню», тех, кто еще сохранил в глубине души остатки совести, которой - увы! - на всех бессовестных явно не хватает.