Наверх

Газета «Иваново-Пресс» 21(2004) ТендЫр на спички

25.05.2004 00:00
Алексей Овчинников

Мел вместо стирального порошка, тухлое синее мясо, строители-алкоголики. Вот что такое «Закон о государственном заказе» для бюджетников Ивановской области

СКАНДАЛ В ОЗС

На заседании комитета по экономике депутаты вновь вернулись к обсуждению закона Ивановской области о государственном заказе. Депутат А. Мельников назвал его самым коррупционным законом в области, который приводит к серьезным растратам бюджетных денег. В качестве примера такой растраты, он привел закупку в одном из учреждений, где покупали картофель и другие овощи в 6 раз дороже стоимости. По мнению Мельникова, за бюджетные растраты должны ответить, теперь уже бывшие, вице-губернаторы В. Григорьев и М. Бабич, которые внесли этот закон, и депутаты, которые его поддержали. Парламентарии предложили перевести этот закон только в часть капитальных расходов, все текущие должны контролировать заказчики и, соответственно, отвечать за цены и качество. Сейчас же персонально никто ни за что не отвечает. Парламентарии предложили установить личную ответственность за цены, по которым производятся закупки. (Кстати, законопроект об ответственности чиновников за нецелевое использование бюджетных средств депутаты приняли в конце апреля). Председатель комитета по имуществу Л. Королева явно была удивлена таким подходом депутатов, ведь КУГИ занимается проведением большей части торгов. Она заявила: «Конкурсной комиссии никто официальные претензии не предъявлял, в том числе и депутаты, хотя ваши представители работают в ней с начала». По мнению народных избранников, закон о госзаказе должен подвергнуться более существенной правке. На заседании комитета было решено расширить рабочую группу, сравнить цены по выполненным госзаказам за 2001-2003 годы со среднерыночными.

БЮДЖЕТНИКИ

Сейчас есть перечень государственных заказчиков, согласно которому получателями госзаказов являются различные комитеты и управления областной администрации, в том числе и самые важные для жителей управления - культуры, образования и здравоохранения. О том, как относятся получатели к госзаказу, «Иваново- Пресс» рассказали врачи ивановских лечебных учреждений.

С. ВОЛКОВ, главврач Ивановской детской клинической больницы № 5:
«АБСУРД – ЗАКУПАТЬ СПИЧКИ ПО КОНКУРСУ»


«Я против госзаказа. Однако пока мое заведение не является государственным заказчиком. Сейчас другие лечебные учреждения плачут, так как им приходится покупать по госзаказу продукты питания по завышенным тарифам. А иногда предлагаются централизованные закупки, которые не хотели бы брать. Например, шприцы по закупке продают дешевые, но сам я не купил бы их – некачественные. Или по госзаказу предлагается то, что совсем не нужно. Иногда доходит до абсурда: спички по тендеру приходится покупать».

Т. ИСАЕВА, главврач ГУЗ «Кардиологический диспансер»: «КОГДА ПРОИЗНОСЯТ «ГОСЗАКАЗ», Я ВСПОМИНАЮ ТУХЛОЕ СИНЕЕ МЯСО»

«Если покупать что-то серьезное, дорогостоящее, тогда госзаказ нужен. А нам по каждой мелочи приходят огромные кипы бумаг. Почему главный врач не может ответить за зеленку или мясо? Раньше из колхозов нам поставляли мясо отличного качества по 50 рублей, а теперь по тендеру намного дороже пришлось брать и худшего качества. Или некая фирма выиграла тендер по поставке стирального порошка, а вместо порошка оказалась меловая побелка. Связаться не с кем: в документах ни адреса, ни телефона, один номер пейджера, по которому не отвечают. Все пришлось выбросить. В прошлом году делали ремонт в больнице, по тендеру выиграли парни (два бармена), никакого отношения к строительству не имеющие, а где и как они бригаду собирали: на улице пьяниц. Их тоже теперь не найдешь. Разве я сама наняла бы таких строителей? Я бы все проверила. Они на тендере скидку 20 % сделали, так вот эта скидка нам очень дорого обошлась. А еще в прошлом году была история с коровами. Закупка вышла дороже, чем на рынке. Но это не главное. Человек выиграл тендер на поставку говядины, проехал по колхозам, купил издыхающих животных рублей по двадцать за килограмм. И это синее мясо поставили нам по 90 рублей. Самое страшное, когда не выигрывают тендер: сколько бумаг приходится оформлять, время уходит, пока нам не разрешат методом котировок закупить необходимое. Когда говорят, благодаря принятию закона о госзаказе, мы сэкономили 28 миллионов, я вспоминаю тухлое синее мясо. Все врачу доверяют: жизнь, здоровье, а эти конкретные деньги нет. Хотя, конечно, если во главу угла ставить, что главврач – вор, то нельзя давать ни копейки. Воры везде есть. Если есть такой конкретный врач, пусть его судят. Мы за бюджетные деньги отчитываемся, за каждую копеечку. Почему я отвечаю за жизнь и здоровье своих больных, сотрудников, и не могу отвечать за купленное мясо».

А. МЕЛЬНИКОВ, депутат ОЗС «ЗАКОН - КОРРУПЦИОННЫЙ»

Председатель комитета по бюджету А. Мельников пояснил «Иваново-Пресс», почему он назвал закон о госзаказе коррупционным: «Начну сразу с того, в принципе Бюджетный кодекс РФ подразумевает, что закупки на сумму более 2 тысяч минимальных окладов труда должны производиться по конкурсу. Когда был внесен закон, честно скажу, я им не занимался. Им занимался комитет по вопросам экономики (его председатель – А. Кабанов – прим. ред.). М. Бабич был докладчиком по данному проекту, он объяснял, что данный закон приведет к экономии бюджетных средств, что имеются факты завышенных цен. Но слова словами, а документов я не видел. Когда прошла проверка по «Новинкам» (психоневрологический интернат под Кинешмой – прим. ред.), обратил внимание на уровень цен: некоторые тарифы в четыре раза превышены. Сейчас создаются в соответствие с законом, составляются такие условия для участников конкурса, что фактически оказывается уже заранее известно, кто выиграет. Когда просматривал цены, то увидел, что закон стал действовать как коррупционный. Еще один момент, госзаказ должен действовать в рамках подрядов на капитальные расходы (например, дорогостоящее оборудование). Но не когда картошку, хлеб вынуждены по конкурсам покупать. Я считаю, бюджетные учреждения должны сами решать вопрос закупки. Всем руководителям бюджетных учреждений навязывают, у кого и по какой цене закупать, часто более высокой. И никто за закупки по завышенным ценам не отвечает. Отсутствуют конкретные люди, ответственные за это. Я назвал Бабича, потому что он готовил закон. Григорьева я не хотел затрагивать, упомянул его, так как он был в то время руководителем КУГИ. Я проголосовал «за» принятие закона о госзаказе, так как убедили, что он приведет к экономии бюджетных средств».

Странные совпадения

В сентябре 2003 года «Иваново-Пресс» опубликовала список предприятий, к которым, по имеющимся у нас данным, имели отношение вице-губернатор А. Канаев и руководитель аппарата А. Боровков. Тогда оба чиновника ответили на наши письменные запросы, что наша информация недостоверна и никакого отношения они к этим фирмам не имеют (А. Боровков, правда, оговорился, что он является учредителем ЗАО «Интерлайн» и «Интерлайн 2000», но эти предприятия находятся в состоянии ликвидации). И вот 22 апреля 2004 года «Ивановская газета» опубликовала информационное сообщение комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом о результатах конкурса по государственным поставкам продуктов питания во 2-м квартале 2004 года. В этом списке мы нашли уже знакомые нам фирмы. Например, «Ивановомолокопродукт». Хотя не исключено, что это может быть простым совпадением. Однако присмотритесь, уважаемые читатели, к результатам конкурса, к многомиллионным суммам в рублях и задайте себе вопрос: «Почему лоты с овощами, фруктами, мясом, рыбой, сыром, яйцом выиграли не колхозы и птицефабрики, а некие фирмы перепродавцы - ООО «Диана-плюс», ООО «Оптторг»?». Неужели у фирм перепродавцов, даже если это оптовики, цены ниже чем у производителей этой продукции, которых сейчас в губернии достаточно?