Наверх

РБК daily «Русский текстиль» уложит европейцев в постель

10.11.2003 00:00
Михаил Смирнов

На прошлой неделе альянс «Русский текстиль» объявил о расширении экспортных программ на европейском рынке. Как предполагают в компании, они смогут реализовывать в Европе порядка 100 тысяч комплектов постельного белья. Впрочем, как отмечают эксперты, российскому текстильному экспорту пока не суждено занять сколь-либо заметное место в Европе. Дело в том, что сейчас на европейском рынке наблюдается кризис перепроизводства из-за бурного роста текстильной промышленности в Азии, который не только мешает наращивать экспорт из России, но и угрожает наплывом контрабандной азиатской продукции на российский рынок. По словам представителей «Русского текстиля», компания поставит в ближайшее время в Италию 30 тысяч комплектов постельного белья (всего в рамках экспортного контракта альянс должен изготовить для европейского рынка 100 тысяч детских и взрослых комплектов). На «Тверской мануфактуре», входящей в альянс, сегодня производится порядка 480 тыс. комплектов белья в год, а после завершения модернизации на других предприятиях объем выпуска «Русского текстиля» увеличится до 1 млн. То есть по идее поставки в Европу можно будет существенно увеличить. Дальнейшее расширение экспорта, по заверениям руководства компании, связано лишь с недостатком производственных мощностей.
Впрочем, эксперты указывают на тот факт, что рост экспорта, скорее всего, будет затруднен наблюдающимся обострением конкуренции на европейском рынке. Дело в том, что сейчас в Европе наблюдается серьезный кризис на рынке текстильной продукции. Уже сегодня поставки жестко квотированы: европейские чиновники пытаются защитить местных производителей от наплыва дешевых товаров из Азии. В конце октября текущего года торговый комиссар Европейского Союза Паскаль Лами подтвердил информацию о том, что действие квот будет распространяться и на весь следующий год. «Вместе с тем мы понимаем, что текстильная промышленность очень важна для развивающихся стран, – добавил г-н Лами. – Поэтому мы ищем возможности для формирования новых условий торговли, которые бы позволяли получать доход бедным странам, но также продолжим наши отношения со средиземноморскими соседями». Под соседями Паскаль Лами имел в виду Турцию, объем текстильного импорта из которой растет в ЕС год от года: за период 1993-2002 гг. он увеличился более чем в два раза, достигнув порядка 7 млн долл. При этом, как намекают азиатские аналитики, европейские чиновники отдают некоторые преференции туркам в нижних ценовых сегментах в обмен на встречные поставки из ЕС (за этот же период импорт текстильной продукции из Европы в Турцию вырос в три раза, достигнув 0,4 млн долл.) – по сути, часть турецкой продукции после обработки возвращается назад. Кстати, аналогичная ситуация с поставками российского суровья в Италию: оттуда в Россию возвращается готовое постельное белье. Для российской продукции пока квотирования не предусматривается: объем на данный момент слишком мал. «Сложности возникают только у азиатских производителей (Пакистан, Китай, Турция – прим. RBC daily), – прокомментировал RBC daily президент альянса «Русский текстиль» Константин Волков. – Защищая своих текстильщиков от экспансии азиатов, Европа ввела квоты на их продукцию. Российская же текстильная промышленность, которая последние 10 лет находилась в тяжелом состоянии, не вызывала опасений у европейцев, поэтому для нас таких ограничений нет». Правда, для России есть импортная пошлина 7,8%, что, возможно, гораздо хуже квот, так как она приводит к тому, что ткани скупают посредники, везут ее в Эстонию, Югославию, где шьют белье, которое продают в ЕС уже без пошлины. Кроме того, давление на рынок со стороны азиатских компаний все равно очень велико: из-за отсутствия рынка сбыта они вынуждены конкурировать друг с другом за каждый метр ткани. В ход идет все: игра курсами валют, субсидии, увеличение стадий переработки. Но все равно уже в ближайшее время в мировой текстильной промышленности может разразиться кризис, вызванный несбалансированностью спросаи предложения.
Уже сейчас, по рассказам промышленников, многие зарубежные предприятия сокращают выпуск производства. «В августе я был на фабрике в 100 км от Стамбула, – рассказал RBC daily генеральный директор холдинга «Яковлевский» Юрий Яблоков. – По словам владельца, в последнее время он мог загружать линии только на 30% из-за того, что очень большое предложение ткани из Китая и наблюдается острый кризис перепроизводства. Он был вынужден продать одну линию и собирался продавать вторую». В этой связи возникает другая опасность: в условиях, когда поставки на рынки развитых стран квотированы, а местный рынок азиатских компаний достаточно узок, эти компании вынуждены демпинговать, развивать контрабандные поставки.
Тем не менее, как отмечает г-н Волков, у альянса есть большой оптимизм по поводу экспорта в Европу, который основывается, во-первых, на качестве продукции и скорости поставок. «Поначалу мы начнем играть в низком ценовом сегменте (в среднем около 40 долл. за комплект в рознице), – говорит он. – На стартовом этапе рентабельность экспорта будет соответствовать внутрироссийской, но со временем мы надеемся, доказав качество продукции и увеличив объемы поставок, перейти на другой ценовой уровень». Однако эксперты отмечают, что перейти в более дорогие сегменты рынка и расширить поставки будут мешать не только естественное желание европейцев сохранить эти сектора за собой, но и опять же высокая конкуренция со стороны вездесущих азиатских компаний, которые, вопреки общему мнению, гораздо лучше оснащены сегодня, чем российские производители. «Был период, когда, например, турецкие компании массово закупали оборудование на закрывающихся российских фабриках, – говорит г-н Яблоков. – Но затем они уже успели заменить его на более совершенное, в том числе за счет прибылей, полученных на российском рынке. За последнее десятилетие в Китае, Пакистане, Индии, Турции и прочих странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около 500 млн долл. и тысячи болеемелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки». Более того, может статься так, что российским производителям придется не наступать на внешние рынки, а оборонять внутренний. Дело в том, что поставки азиатской продукции по демпинговым ценам стали поступать не только в Европу, но и в Россию: в частности, на рынке активизировались пакистанские поставщики, делегации от которых зачастили в Россию. «Проблема действительно серьезно беспокоит, – соглашается Константин Волков. – Но мы отслеживаем ситуацию и предпринимаем необходимые меры».