Наверх

"Российская газета"- Верхняя Волга №4228 Ускорение средней срочности

22.11.2006 00:00
Как жить будем? Параметры региональных бюджетов-2007 вселяют оптимизм

Аветик Бадалян (Вологда) , Светлана Биткина (Владимир) , Борис Ваганов (Ярославль) , Юрий Глебов (Тверь) , Роман Смирнов (Иваново) , Антон Шатурский (Кострома)

Шведская модель тверского кошелька
Принципиальное новшество: региональный бюджет впервые сформирован на основе принципов среднесрочного трехлетнего планирования. Депутатам представлен на рассмотрение не только непосредственно проект областного бюджета на 2007 год, но и основные перспективы бюджетного развития на 2007-2009 годы.
Еще летом был дан старт новому проекту, финансируемому Евросоюзом. Цель проекта - создать на региональном и на муниципальном уровнях рабочие модели модернизации системы общественных финансов, их прозрачности, чтобы в дальнейшем внедрить в трех других областях и муниципальных образованиях Центрального федерального округа.
Принцип трехлетнего планирования позволит обрисовать, как минимум, среднесрочные перспективы развития области. Помимо этого, в Тверской области, единственной в России, законодательно закреплен переход на бюджетирование, ориентированное на результат.
Впервые, как отметил один из авторов проекта бюджета-2007 заместитель губернатора Тверской области Василий Толоко, в регионе разработан мотивационный бюджет: по каждой отрасли помимо текущей части выделена развивающая - та, которая учитывает реальные перемены в отрасли и открывающиеся перед ней перспективы. От этого зависит объем финансирования - чем больше пользы и удовлетворения нужд населения дает программа (а это будет выявляться в ходе обязательных соцопросов, которые запланированы по каждой ОЦП), тем на больший объем средств может рассчитывать отрасль.
И еще одно бюджетное новшество, о котором нельзя не упомянуть. Впервые теперь прописана отдельная статья на финансирование "столичных функций"областного центра.
В начале месяца процесс подготовки бюджета подвергся проверке шведскими аудиторами и получил одобрение иностранных специалистов. Хотя и вопросов вызвал немало. Например, шведские гости обратили внимание на то, что Тверская область находится между Москвой и Санкт-Петербургом. Многие люди уезжают работать в эти города. В бюджет какого города в таком случае поступают налоги?
Сотрудники департамента финансов согласились, что это действительно серьезная проблема: по законодательству РФ налоги поступают в бюджет того города, где работает человек, вне зависимости от места его жительства. Выяснилось, что в Швеции система налогового отчисления построена как раз наоборот: средства поступают в бюджет того муниципалитета, где гражданин зарегистрирован.

Дефицит разменяют на облигации
У ивановцев - своя трехлетка. Еще при формировании бюджета-2006 здесь решили заглянуть в будущее, и, прикинув среднесрочные перспективы развития региона, наметили финансовый план области до 2009 года. Его базисные параметры и легли в основу бюджета-2007.
Увы, казна будущего года остается дефицитной даже при том, что доходная часть увеличивается на 20 процентов. Расходы тоже растут. И будут они больше нынешних на 25 процентов. Дефицит превысит 1 миллиард рублей, - почти шестую часть собственных доходов. И основным источником финансирования дефицита решено сделать госзайм. Работа по выпуску ценных бумаг в Ивановской области уже ведется.
Главным камнем преткновения при обсуждении проекта бюджета Ивановской области на следующий год является выстраивание межбюджетных отношений. Правила должен зафиксировать соответствующий областной закон, который находится еще в стадии рассмотрения и вызывает много споров.
Спорная методика упрощает получение субвенций, но и вводит, так называемый, трансферт, который является инструментом перераспределения средств в пользу "малообеспеченных"муниципалитетов. Донорами должны стать те муниципальные образования, доходы на душу населения в которых более чем в 1,3 раза превышают среднеобластные показатели. В этом случае областные власти прописывают свое право на половину суммы превышения. Таким образом, областной центр в следующем году может "потерять"более 100 миллионов рублей. Мэр города Иванова Александр Фомин считает, что "такой бухгалтерский подход с коммунистическим уклоном (который заключается в том, чтобы все отнять и поделить поровну) не имеет никакого отношения к эффективной экономике".
Кроме прочего, законодателей настораживает низкий процент запланированной инфляции (всего 8,5 процента), неутвержденные законами некоторые областные целевые программы и многое другое. И все, лоббируя интересы своих городов и районов, настойчиво выбивали дополнительные финансы на тот или иной проект. Губернатор Михаил Мень назвал это процессом "усердного деления ничтожно малого пирога"и посетовал, что законодатели мало озабочены поиском путей пополнения областной казны.

Стабфонд нам поможет
Благосостояние региона, оказывается, напрямую зависит от мировой конъюнктуры. И прогнозируемое снижение цен на металлы на внешнем рынке грозит Вологодской области падением бюджетных доходов аж до 21,3 миллиарда рублей. Однако вологжане постарались застраховать себя от подобных рыночных капризов: образующийся дефицит региональной казны в два миллиарда рублей будет покрыт из средств собственного стабфонда, накопленного за предыдущие годы.
Треть расходов отправят в социальную сферу. Деньги туда пойдут по трем направлениям - на программы поддержки материнства, детства и семьи, на повышение качества услуг для населения и на расширение финансовой самостоятельности получателей денег при повышении их ответственности. Постепенно учреждения отучат от жизни по смете, их расходы будут финансироваться исходя из результатов работы, которую в обязательном порядке будут оценивать.
"Социально-ответственным", а не "социально-ориентированным"назвал формируемый сегодня бюджет губернатор области Евгений Позгалев.
- Ответственным за тех, кто еще не может или уже не может работать, и за тех, для кого мы являемся работодателями, - подчеркнул он. - Мы не ставим перед собой цель превратить область в "социальный приют", где люди жили бы только за счет государства, но мы берем курс на повышение прибыльности предприятий, поддержку сильных и защиту слабых.
Чтобы помочь сильным и пригласить новых игроков на свой рынок, регион берется за развитие инфраструктуры - впервые за всю историю выделяет средства на развитие экономики. На эти деньги будут построены лесные дороги, особая экономическая зона и бизнес-инкубатор.
Более трети бюджета уйдет в муниципальные образования. Во-первых, область избавит районы от полномочия помогать поселениям, а во-вторых, дополнительные доходы, полученные в районах, уже больше не будут изыматься для выравнивания межбюджетных отношений, а останутся на местах. Это будет стимулировать развитие территорий. Кроме того, районам будет отдана часть налогов, в том числе собираемых с малых предприятий. По замечанию губернатора, сегодня основная часть теневого бизнеса находится именно в малых предприятиях, а они - на территориях муниципальных образований. Главы районов знают, кто платит налоги, а кто - нет, поэтому будут заинтересованы в наведении порядка.

По доходам и расходы
Впервые нынче правительство и Законодательное собрание области провели открытые слушания по проекту главного финансового документа - бюджета на 2007 год. Отныне публичное обсуждение главного финансового документа региона - обязательно. Таково требование федерального законодательства. И первый опыт оказался весьма скромным: бурных дебатов не получилось. Видимо, участники слушаний - разработчики законопроекта, депутаты и представители органов местного самоуправления - привыкли острые вопросы решать в тиши кабинетов и не выносить свои разногласия на широкую публику.
Тем не менее, по мнению законодателей, которым еще предстоит принимать бюджет в трех чтениях (процесс этот завершится только к середине декабря), параметры нового финансового плана выглядят вполне сбалансированными: впервые за три года расходы соответствуют доходам области. Причем, затраты на социальную сферу - образование, здравоохранение, культуру, спорт - увеличились. На нее планируется выделить 56 процентов - свыше 9 миллиардов рублей.
С нынешнего года появилась новая статья для региональной казны: деньги муниципальным органам власти для реализации полномочий. И впервые областной бюджет выделил на эти цели средств больше, чем федеральный. На нужды муниципальных образований будет направлено почти 40 процентов всего объема расходов. Таким образом, нынешний семикратный разрыв между муниципальными образованиями в бюджетной обеспеченности на одного жителя сократится до коэффициента 1,3. С 16 до 13 процентов снизится и уровень дотационности области.
Вячеслав Кузин, начальник финансового управления обладминистрации, отметил еще одно достоинство документа: средства, запланированные на развитие региональной экономики, равняются всему объему бюджета 2000 года, в три раза увеличен объем средств на поддержку малого бизнеса, предпринимательства и торговли.
Объем валового регионального продукта в следующем году прогнозируется на уровне 119,7 миллиарда рублей, а общий объем доходов областного бюджета - 18,7 миллиарда, прирост к уровню текущего года - 24 процента. Прогнозируется, что около 15,5 миллиарда рублей будет получено за счет налоговых поступлений.
Впервые по рекомендации Счетной палаты Владимирской области в бюджете учтены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, в объеме 383 миллионов рублей.
С 1 января область принимает на себя новые обязательства в сфере лесопользования, занятости и социальной поддержки населения, запланированы коммунальные льготы для тружеников тыла. Предусмотрены средства на софинансирование приоритетных нацпроектов - 1 миллиард 600 миллионов рублей, что на 24,5 процента больше, чем выделялось в текущем году.

Дотации в обмен на самостоятельность
Доходы Ярославской области увеличатся на 13,4 процента - до 16,8 миллиарда рублей, довольно резко возрастут поступления от налогов на прибыль и на доходы физических лиц.
Расходы тоже увеличатся, на социальную сферу, например, пойдет на 823 миллиона больше, чем в этом году. Область отдаст приоритет реализации национальных проектов. В их рамках планируется увеличение расходов на поддержку приемных семей, выплату детских пособий и на выплаты, направленные на улучшение демографической ситуации.
По утверждению специалистов департамента финансов Ярославской области, существенной проблемой для региональной власти в деле организации местного самоуправления остается недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Поэтому главная задача на следующий год - сделать переходный период наименее болезненным для местных бюджетов. В бюджеты районов и городских округов в виде единого налога и доли налога на доходы физических лиц поступит 850 миллионов рублей. Это позволит частично, а в некоторых округах и в полном объеме, заменить дотацию из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов.

Похудение дефицита
В этом году проект бюджета Костромской области впервые прошел общественные слушания. Свои предложения вносили представители общественных движений и политических партий, главы районов и городов, местные и областные депутаты. При рассмотрении документа во втором чтении 30 ноября все эти предложения постараются учесть. В окончательном третьем чтении бюджет региона - 2007 должен быть принят в начале декабря этого года.
В следующем году доходы области вырастут почти на четверть - практически до 10 миллиардов. Дефицит, как полагают чиновники-финансисты и депутаты, покроют средства федерального бюджета.
Основная особенность региональной казны на 2007 год по мнению его разработчиков - социальная направленность. Расходы на образование, здравоохранение, спорт и культуру увеличатся на четверть и составят более двух миллиардов рублей. Отдельной строкой в главном финансовом документе региона прописана поддержка национальных проектов.