Наверх

«Известия» "Какой дурак полетит над Москвой за 500 долларов!"

25.05.2006 00:00
Анна Гараненко

После двух лет напряженной работы и оплаченных из бюджета миллионных исследований рынка мэрия похоронила идею полетов над Москвой. Выступая на заседании правительства, мэр назвал ее "бесперспективной и ненужной". Вместо создания крылатого вида городского транспорта мэрия займется освоением новой коммерческой ниши - пассажирскими перевозками между городами Центральной России с использованием малой авиации.
Отец идеи авиатакси в Москве — заместитель мэра в правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе. В 2004 году он распорядился создать первую комиссию по изучению потенциального рынка услуг, выбив для нее финансирование в размере 2 млн 400 тыс. рублей. Главный аргумент — нельзя больше не принимать во внимание "активное развитие баз отдыха, садоводческих товариществ и кооперативов и при этом недостаточное обеспечение транспортной инфраструктурой выезжающих к местам отдыха москвичей". Забота о садоводах завела далеко: год назад мэрия приняла концепцию развития воздушного такси, а на последнем заседании члены правительства с интересом ознакомились с целевой программой развития авиатакси на 2006—2010 годы "Московское воздушное такси".
Для полетов над Москвой Орджоникидзе предложил создать вертодромы по всему периметру города и даже в самом центре: в Лужниках, Сокольниках, Битце, Коломенском, ВДНХ, Серебряном Бору, в промзоне возле Курского вокзала, в Нагатинской пойме... Катать над городом и парками на вертолетах предполагалось в основном туристов — при этом стоимость одной поездки, по словам соавтора программы, главы департамента транспорта и связи Леонида Липсица, не должна была превышать 3 тыс. рублей. Впрочем, львиную долю доходов должны были приносить перевозки пассажиров небольшими самолетами между Москвой и городами Центральной России. Таким образом, столичному правительству было предложено возродить этот бизнес, погибший после кризиса 1998 года, взяв на себя реконструкцию заброшенных аэродромов и создание системы слежения за полетами ("Москва-АЗН"). На все это авторы запросили 126 млн рублей — в том числе по статье "Содействие развитию научно-технического прогресса".
Идея с полетами в соседние области Юрию Лужкову понравилась — тем более что правительство Москвы уже начало ее воплощать, приобретя заброшенные аэропорты в Иванове и Калуге. Зато за фантазии по поводу полетов над столицей — как известно, воздушное пространство над Москвой после терактов в Америке наглухо закрыто по приказу Генерального штаба, опасающегося террористической атаки, — авторы программы получили настоящий выговор.
— Это абсолютно бесперспективная и ненужная вещь! — гремел мэр. — Каждый полет требует отдельного разрешения, и получить его надо минимум за сутки. Какое же это такси? Уровень шума при полетах будет недопустимым. И стоить это будет наверняка не 100 долларов, а порядка 500. Какой дурак полетит?!
Через месяц мэрия вернется к идее авиатакси — "Известия"будут следить за развитием событий.