Наверх

"Российская газета - Верхняя Волга"№4517 Когда дорога станет скатертью

14.11.2007 00:00
Не все регионы сумели за сезон излечиться от "асфальтовой болезни"

Сергей Ветошкин, Антон Шатурский (Иваново - Кострома)

Погода поставила точку в дорожно-ремонтных работах. Насколько успешно в городах Верхней Волги смогли освоить "дорожные"деньги и обновить магистрали, узнали корреспонденты "РГ".

Асфальт на гарантии
В Иванове подводят итоги сезона строительства и ремонта дорог - рекордного по объемам сделанного.
В чем интрига? К и без того немалым 135 миллионам рублей из городского бюджета в этом году добавились еще 326 федеральных миллионов - такая помощь впервые оказана не только городам-миллионникам. Но пришли эти деньги на счета лишь в середине августа. А ведь на каждый объект строительства нужно оформить сначала проект и смету, найти подрядчика.
В Иванове обошлось без паники.
- У нас уже был задел документов на 380 миллионов, - рассказал мэр города Александр Фомин. - И поэтому деньги заработали с первого же дня. Причем не абы где, лишь бы быстрей истратить, а с максимальной пользой для транспортной структуры города.
Такие проектные заделы и ясное понимание приоритетов городу дал новый генплан, утвержденный в прошлом году. Проблема развития транспортных сетей в нем разработана, как, пожалуй, никакая другая. Ну, а все остальное решают объемы финансирования.
Если раньше город тратил на ремонт дорог 23 - 31 миллион рублей в год, то уже в 2005 году финансирование увеличилось до 113 миллионов. И началось уже не привычное для ивановских дорожников латание дыр, а капитальное обновление магистралей.
Начали, конечно, с основной - въездной со стороны Москвы улицы Лежневской, вложив в ее реконструкцию десятки миллионов рублей. Потом настал черед проспекта Энгельса, несущего основную транспортную нагрузку в центре города.
В плане этого года уже значилось 40 улиц, число которых федеральная помощь позволила увеличить чуть ли не вчетверо. Причем на большинстве (это, прямо скажем, не в традициях Иванова) менялось не только покрытие проезжей части, но и выкладывался бордюрный камень, восстанавливались тротуары, оборудовались парковки. И при этом в городе впервые заработал принцип двухлетней гарантии качества.

Все крошки посчитаны
То есть, если за этот срок на капитально отремонтированной дороге появятся трещины и выбоины, строители брак устраняют за собственный счет. И такие случаи действительно были на улицах Рабфаковской, Бубнова, где строителям пришлось снимать целую полосу свежего асфальта.
Но, кстати, и тот старый асфальт, что снимают с дорог, в Иванове тоже теперь уходит в дело. Этой крошкой посыпают грунтовые дороги частного сектора с предварительной их планировкой - таким образом уже отремонтировали за два года 60 улиц. Причем прежде всего, как рассказал градоначальник, работы начинают там, откуда больше всего поступает в мэрию жалоб.
По этому же принципу сейчас проводят и ремонты внутриквартальных дорог, дворовых территорий. И недалек тот день, как уверяют чиновники мэрии, когда именно во дворы переместится основной объем дорожных работ.
По их расчетам, если финансирование при этом не уменьшится, город полностью приведет в порядок дорожную сеть за три - четыре года. В разы повысит пропускную способность главных улиц (тут, правда, должна помочь и организация на них одностороннего движения). А затем уже сможет подступиться и к такому сверхзатратному проекту, как строительство объездной дороги вокруг Иванова.
Сегодня практически весь транзитный транспорт в текстильной столице идет через центр. И по этой причине проблема автомобильных пробок тут в принципе нерешаема. Ее только можно на время смягчить.
Кстати, нашли городские власти и способ существенно снизить стоимость строительства будущей окружной. На днях тут гордума приняла решение зарезервировать для муниципальных нужд более 20 гектаров земли сроком на семь лет (это позволяет теперь делать Земельный кодекс). А значит, не потребуется в будущем сносить жилые дома и прочие постройки, оспаривать с кем-то право собственности.

Магистральный выговор
В Костроме решением губернатора Игоря Слюняева приостановлен ремонт дорог до весны следующего года. Глава региона предпочел неосвоение федеральных средств некачественному ремонту.
Состояние дорог в Костроме давно уже стало притчей во языцех. Нынешней весной водители даже устроили торжественную церемонию похорон костромских дорог. Более ста машин - от отечественных до иномарок представительского класса - единой колонной проехали по костромским ухабам. На капотах автомобилей были черные траурные ленты в знак того, что на дорогах водители давно похоронили свои машины.
Тем временем на приведение в порядок разбитого полотна в Костроме в этом году было выделено дополнительно 217 миллионов рублей из федерального бюджета. Масштабный ремонт дорог должен был исправить свыше тридцати самых проблемных улиц. Кроме того новый асфальт планировали проложить в части дворов жилых домов.
Но на деле Кострома приобрела в плане благоустройства дорог далеко не столько, на сколько рассчитывали костромичи. Работы выполняли две костромские и ивановская подрядная организации. По итогам сезона к ивановцам было меньше всего претензий. А участки, отремонтированные своими дорожниками, вызвали серьезные нарекания по качеству работ.
Предприятие "Костромаавтодор"получило большую часть заказа, однако уложиться в график не смогло. Первоначально завершение ремонта планировали к 15 сентября. Затем сроки несколько раз переносили. Депутатская комиссия, призванная следить за ремонтом дорог в областном центре, даже предлагала расторгнуть контракт с "Костромаавтодором". Однако в разгар осени, когда оставались последние погожие дни для проведения работ, такую меру сочли неразумной: снова проводить конкурс, заключать договор с новым подрядчиком...
Ремонт потихоньку продолжался до тех пор, пока дорожников за работой не застали отрицательные температуры. По нормам ГОСТа при минусовой температуре вести ремонт дорог запрещено. Укладка асфальтобетона приостановлена до следующей весны. Сейчас продолжатся работы лишь по укладке тротуарной плитки и установке канализационных колодцев на проезжей части. Больше половины из них, почти 200 колодцев, нуждаются в полной замене или реконструкции.
В итоге, из-за срывов сроков ремонта и низкого качества работ, требующих переделок, выделенные на восстановление костромских дорог федеральные средства так и не будут освоены в полном объеме. Не успели закончить ремонт и на основном участке - Сусанинской площади и проезжей части в районе Мучных рядов. На это выделялось около 30 миллионов рублей. Кроме того, депутатская комиссия, призванная следить за ремонтом дорог в областном центре, до сих пор не приняла две из шести отремонтированных "Автодором"улиц. Последняя проверка назначена на 15 ноября, и в положительном итоге инспекции депутаты совсем не уверены.
"Костромаавтодору"выписаны приличные денежные штрафы, а начальнику предприятия Александру Фокину губернатор объявил выговор.