Наверх

"Российская газета"- Верхняя Волга №4715 Кликни власть

25.07.2008 00:00
Корреспондент "Российской газеты"убедилась в том, что веб-приемные силовиков пока работают недостаточно эффективно

Екатерина Абрамова

Сегодня впору говорить о новой тенденции - сайты силовых структур создают веб-приемные. Обратиться за помощью к прокурору, сообщить о наркопритоне в своем подъезде или пожаловаться на плохую работу участкового можно по Интернету. Но всегда ли можно добиться реакции? Гарантирована ли гражданам полная конфиденциальность?
В последнее время особенно активна пропаганда таких возможностей генпрокуратурой, активно призывающей людей сообщать о фактах коррупции, которой сегодня объявлена война на всех уровнях. Специалисты отмечают, что возможности приема по Интернету значительно облегчат связь народа с защитниками их прав и свобод. Но если для федеральных сайтов рассмотрение жалоб по всемирной сети уже норма, то на региональном уровне - пока новшество.

Вопрос виртуальный - ответ реальный
В Ярославле и Вологде сайты облпрокуратур существуют уже не один год, и люди пользуются возможностью связаться с ведомством через Интернет. В Вологде такую "услугу"даже пропагандировали в региональных СМИ. Виртуальные послания приходят примерно по одному в день, но случается, что и чаще.
Рассматриваться обращения должны в течение тридцати дней.
- Каждое письмо регистрируется, а затем попадает на стол либо областному, либо районному прокурору, - рассказывает старший помощник прокурора Вологодской области по взаимодействию со СМИ и общественностью Евгения Меньшикова. - Причем ответ должен поступить в письменной форме на официальной бумаге. Если он не удовлетворит гражданина и тот напишет вновь по прежней проблеме, тогда проверкой займется уже областная прокуратура.
Пишут о разном. Кто-то жалуется на решения суда, кто-то желает заполнить пробелы в познании законодательства, кто-то интересуется, где у прокурора работают родственники, случается, студенты просят материал для курсовых. В последнее время участились жалобы по фактам коррупции. Правда, они все больше анонимные.
- Анонимные послания к производству не принимаются, - говорит старший помощник прокурора Ярославской области по взаимодействию со СМИ Яна Смирнова. - Но эту информацию могут учитывать при проведении очередной проверки.
Впрочем, анонимка анонимке рознь. Например, однажды в Ярославскую прокуратуру пришло письмо от работников одного угличского предприятия. Люди жаловались, что им несколько месяцев не платят зарплату. Фамилии не оставили, просто подписались как группа рабочих. Однако проверка была проведена незамедлительно, и уже через пять дней угличане получили свои кровные.
Наиболее актуальные жалобы и решения по ним не только уходят к адресату, но и публикуются на сайте Ярославской прокуратуры.

Сайт с односторонним движением
Однако возможность обращений через сеть не на всех сайтах. Например, на ресурсе Владимирской областной прокуратуры графы "обратная связь"нет и послать "моментальное"письмо невозможно. Есть только информация о том, по какому почтовому адресу это можно сделать. Во Владимире подумывают о том, чтобы организовать веб-приемную, но это вопрос времени. К тому же сейчас ответственные за ресурс работники ведомства больше озабочены тем, чтобы сайт, который создался относительно недавно, работал без перебоев.
А вот в Иванове не создают веб-приемную по иной причине.
- А зачем она нам? - задается вопросом Валентина Кручинина, старший помощник прокурора Ивановской области по взаимодействию со СМИ и общественностью. - Можно писать обычные письма. К тому же Ивановская область не такая уж и большая, чтобы нельзя было явиться лично на прием к прокурору. При этом мы ведем активную работу по общению с гражданами. На сайте ведомства указан адрес специального антикоррупционного электронного ящика, куда можно написать о проблеме. Есть еще телефон с автоответчиком.
По словам Кручининой, организовывать "обратную связь"непосредственно на интернет-ресурсе нет и в планах - из соображений безопасности. В Иванове опасаются повторения случая, когда сайт местной газеты атаковали вирусы, и потому доступ к ресурсу был перекрыт довольно длительное время.

Телефон роднее компьютера
В июне Госнаркоконтроль проводил акцию "Сообщи, где торгуют смертью". Ведомство призывало граждан передавать любую информацию о наркопритонах не только по телефону доверия, но и через Интернет. Однако, по словам сотрудников ведомства, второе не очень востребовано.
- Я думаю, что главная причина в контингенте, который чаще всего готов сигнализировать о таких фактах, - рассуждает пресс-аташе управления ФСКН России по Ярославской области Вера Куликова. - В основном это люди в возрасте, у которых попросту нет доступа к Интернету. Они предпочитают звонить по телефону доверия. Тем более тут имеет место психологический эффект - по телефону люди вживую разговаривают с человеком, который точно услышал об их проблеме. Жалуются в основном на то, что у них в подъезде наркоманы, или беспокоятся за своих детей и внуков.
Вторая же причина непопулярности виртуального общения чисто техническая - неудобно устроен механизм отправки письма. Например, чтобы пройти по прямой почтовой ссылке, по которой можно написать письмо, требуется специальная программа, которая установлена не на каждом компьютере.
Для того чтобы механизм был налажен, и максимально комфортно, для простых пользователей, конечно, требуется большая работа. Что в свою очередь упирается в нехватку штатных единиц у силовиков.
- Осуществлять подобную работу мы технически еще не совсем готовы, - говорит старший помощник прокурора Ивановской области по взаимодействию со СМИ и общественностью, систематизации законодательства Валентина Кручинина. - Если на федеральных сайтах могут себе позволить штат сотрудников, обеспечивающий полное обеспечение сайта и его защиту, то у нас такой возможности пока нет.
Поддерживает коллегу и начальник отдела информации УВД Тверской области. Олег Гончаренко:
- Нужны специалисты в штате. Но это дополнительные денежные затраты. К тому же для многих наших сотрудников старой закалки пока еще в новинку, так что и обучение не повредит.
Сайты органов УВД, если и не сказать, что пользуются популярностью у народа, то по крайней мере не остаются без внимания. Люди спрашивают о самом насущном: кто-то желает уточнить правила дорожного движения, кто-то узнать имя участкового в своем районе.
Словом, готовность людей общаться с силовыми ведомствами в виртуальном пространстве пропорциональна готовности силовиков развивать электронные ресурсы. Пока здесь немало проблем.

Комментарий
Сергей Дудка, программист прокуратуры Ярославской области:
- Нужно признать, что большинство сайтов силовых ведомств в регионах не дотягивают по качеству. Это понятно - создать самый простой сайт стоит 20 - 30 тысяч рублей, а с хорошей защитой - примерно вполовину дороже. Такие деньги на компьютерное обеспечение УВД не выделяются. Но обеспечить элементарную связь с посетителями могут все, для этого не требуется больших затрат. Если говорить о защите сайта, то главное тут - установить простейшие антивирусные программы, которые защитят ресурс от спама и от вирусов. Я лично не вижу смысла организовывать суперсистему безопасности, потому что тогда ресурс станет менее доступным обычным пользователям и процесс взаимосвязи слишком усложнится. Также нужно администраторам сайта регулярно удалять письма по мере их прочтения и регистрации - это спасет конфиденциальные послания от попадания в третьи руки в случае взлома сайта. В связи с тем что письма приходят отнюдь не пачками, то совершать такую процедуру может и сам программист, и руководитель пресс-службы.