Наверх

«Новые Известия» В чужом глазу...

25.11.2013 00:00
Министерство строительства и ЖКХ обвиняет граждан в накоплении больших долгов за «коммуналку»

Арина Раскина

В ходе своего визита на прошедшую в Ярославле Всероссийскую ассамблею «ЖКХ-2024» министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что из-за 6% должников по оплате коммунальных услуг государство ежегодно теряет порядка 100 млрд. рублей. Эксперты в целом соглашаются с такими цифрами, но обращают внимание, что из-за сложной системы расчетов «гражданин – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» вину за такой долг нужно возлагать не столько на население, сколько на управляющие компании.
Сфера ЖКХ в России уже очень давно является крайне болезненной темой в отношениях населения и власти. Поводы для недовольства находятся постоянно с обеих сторон – граждане возмущаются стабильно повышающимися тарифами при среднем низком качестве коммунальных услуг, а власти постоянно ищут методы борьбы с неплательщиками.
Как объяснил Михаил Мень, порядка 94% граждан оплачивают счета за коммунальные услуги исправно, а большая часть из 6% должников – это представители среднего класса и те, кто приобретает квартиры в качестве инвестиционных вложений средств. Правда, специалисты считают, что если процент объема должников в целом соответствует реальности, то вот оценка структуры неплательщиков неверна, а подсчеты в реальном денежном выражении несколько завышены. В развитых странах количество неплательщиков, как правило, находится на уровне 1,5–3%, но нет ничего удивительного, что с учетом общего более негативного социального климата в России процент должников выше, но приходится он, по мнению ряда специалистов, как раз на более бедные слои населения.
«Население у нас добросовестное и старается исправно платить за ЖКХ, даже когда совершенно справедливо имеет право возмутиться высокими тарифами и низким качеством услуг. Потому что боятся, что их отключат или окажут другие какие-нибудь санкции», – сказала «НИ» директор Организации народного контроля Наталья Чернышева.
Справедливым в таком случае становится вопрос, почему при объективно высоком проценте добросовестных плательщиков сфера жилищно-коммунальных услуг в России уже очень давно остается в таком плачевом состоянии. Это объясняется тем, что данная сфера давно физически и морально устарела и требует глобальной модернизации. Целью государства, по мнению первого заместителя председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елены Николаевой, должен стать «выход к 2020 году на европейский уровень по показателям эффективности, надежности и качества ресурсоснабжения, коммунальных услуг и энергосбережения». Но эксперты сомневаются, что при нынешней коррумпированности сферы и нецелевых расходованиях средств эта цель легко достижима. Модернизация требует глобальных изменений, а не точечных решений.
«Те денежные средства, которые в итоге доходят до бюджета, тратятся неэффективно, а большая их часть теряется на промежуточном уровне управляющих компаний. То есть население в срок оплачивает счета, но вот до ресурсоснабжающих организаций эти деньги не доходят», – пояснил «НИ» научный сотрудник Института проблем рынка РАН Константин Янкаускас.
Эту точку зрения поддерживает и г-жа Чернышева, которая отмечает, что в ходе устраиваемых ее организацией проверок и исследований неоднократно были зафиксированы коррупционные схемы. В частности, представители управляющих компаний тратили полученные средства на личные нужды, а позже объявляли компании банкротами и таким образом избегали необходимости выплачивать долг, перекладывая его на государство.
Все эксперты подчеркивают, что нужно вносить глобальные изменения, которые способствовали бы общему улучшению положения дел в отрасли, а не такие локальные меры, как лицензирование управляющих компаний, которое предлагает министр Михаил Мень. «Назрела необходимость принятия фундаментальных реформ, которые касаются не только ЖКХ. Нормализация и модернизация правоохранительной системы могла бы помочь улучшить контроль не только в жилищно-коммунальном хозяйстве, но и во многих других в том числе», – говорит г-н Янкаускас.
«Я уже давно обращаю внимание, что прямые расчеты граждан с ресурсоснабжающими организациями без посредника в лице управляющих компаний сделали бы систему гораздо более прозрачной. Граждане понимали бы, за что именно они платят, а власти легко отслеживали бы неплательщиков и контролировали уровень задолженности», – предлагает Наталья Чернышева.
Тем не менее правительство предпочитает идти по более простому и легкому пути давления на население. «Мы – министерство, которое будет не только популярные меры принимать, но и непопулярные. Мы будем сейчас вырабатывать целый комплекс мер по этим злостным неплательщикам», – сказал Михаил Мень. Некоторые из них, такие как, например, авансовый расчет за ЖКХ, уже на подходе.